Описание:I. Наименование дисциплины
«Растительность мира»
II. Шифр дисциплины (присваивается Управлением академической политики) –
III. Цели и задачи дисциплины
А. Цели:
- формирование у студентов представлений об основных принципах дифференциации растительности суши на глобальном уровне, об основных типах биомов суши,
- формирование представлений о современных процессах, происходящих в растительном покрове земного шара.
Б. Задачи:
Дать представление об основных принципах дифференциации растительности суши на глобальном уровне.
Ознакомить с основными типами биомов суши, их структурой, флористическим составом и современной динамикой.
Дать необходимые знания о современных процессах, происходящих в растительном покрове земного шара.
Познакомить с проблемами охраны и восстановления флоры и растительности планеты.
IV. Место дисциплины в структуре ООП
А. Информация об образовательном стандарте и учебном плане:
- ИМ интегрированный магистр МГУ, учебный план бакалавриата;
022000 «Экология и природопользование»
- наименование учебных планов: Глобальная и региональная геоэкология
Б. Информация о месте дисциплины в образовательном стандарте и учебном плане:
022000 Экология и природопользование – вариативная часть, 2 курс, 1 семестр
В. Перечень дисциплин, которые должны быть освоены для начала освоения данной дисциплины:
дисциплины бакалавриата: биология, экология с основами биогеографии, ландшафтоведение.
Г. Общая трудоемкость – 72 академических часа (2 з. е.).
Д. Форма промежуточной аттестации: зачет.
V. Формы проведения
А. Для дисциплин:
- форма занятий с указанием суммарной трудоемкости по каждой форме (пишется в столбик, проставить нужные часы):
Лекции – 25 ч.
Практические занятия – 9 ч.
Лабораторная работа – 0 ч.
Самостоятельная работа – 38 ч.
- форма текущего контроля: опрос, семинар, контрольная работа, обсуждение, тестирование.
VI. Распределение трудоемкости по разделам и темам, а также формам проведения занятий с указанием форм текущего контроля и промежуточной аттестации
№
п/п
Наименование разделов и тем
дисциплины
Трудоемкость (в ак. часах) по формам занятий Формы контроля
Аудиторная работа Самостоятельная работа
Лекции Практические занятия (семи
нары) Лабораторная работа
Раздел 1. Основные принципы дифференциации растительности суши на глобальном уровне.
1 Тема 1. Введение. Важнейшие закономерности и диагностические признаки, используемые при флористическом делении суши. 2 2 Опрос
2 Тема 2. Синтаксоны растительности, выделяемые на глобальном уровне 2 4 Семинар
3 Тема 3. Важнейшие закономерности структуры растительного покрова на глобальном уровне. 2 2 Семинар
4 Тема 4. Флористическое районирование суши. 1 1 4 Семинар
Раздел 2. 3онально - региональная и высотно - поясная характеристика основных типов биомов суши.
5 Тема 5. Биомы влажно-тропических лесов. 2 2 Опрос
6 Тема 6. Тропические листопадные леса и редколесья. 2 2 Опрос
7 Тема 7. Саванны как группа тропических типов травяных биомов. 2 2 Опрос
8 Тема 8. Группа типов биомов пустынь. 2 2 Опрос
9 Тема 9. Биомы субтропических лесов и кустарников. 2 2 Опрос
10 Тема 10. Биомы степей. 2 2 Контрольная работа
11 Тема 11. Биомы широколиственных лесов умеренного пояса. 2 2 Обсуждение
12 Тема 12. Биомы бореальных хвойных лесов. 2 2 Опрос
13 Тема 13. Биомы Арктики и Антарктики. 2 2 Опрос
14 Тема 14. Основные типы и группы типов высотной поясности тропических, субтропических и умеренных широт. 2 2 Тестирование
Раздел 3. Антропогенная трансформация биомов суши.
15 Тема 15. Современное состояние биомов как результат длительного исторического развития сообществ под воздействием природных и антропогенных процессов. 2 4 Контрольная работа
16 Тема 16. Проблемы опустынивания, унификации растительного покрова утраты биотического разнообразия. 2 2 2 Тестирование
Всего часов 25 9 38 Зачет
Всего зачетных единиц 2
VII. Содержание дисциплины по разделам и темам – аудиторная и самостоятельная работа
Раздел 1. Основные принципы дифференциации растительности суши на глобальном уровне.
Тема 1. Введение. Важнейшие закономерности и диагностические признаки, используемые при флористическом делении суши. Богатство флор, их изменение в пространстве. Эндемизм, центры таксономического разнообразия.
Задания для самостоятельной работы:
1. Подробно проанализировать флористический состав центров таксономического разнообразия. – 2 часа
Тема 2. Синтаксоны растительности, выделяемые на глобальном уровне - тип растительности, группа типов растительности, фратрия растительных формаций в географо-генетической классификации В. Б. Сочавы. Понятие «главная растительная формация».
Задания для самостоятельной работы:
1. Провести сравнительный анализ различных подходов к классификации растительности на глобальном уровне. – 4 часа
Тема 3. Важнейшие закономерности структуры растительного покрова на глобальном уровне. Модели идеальных континентов. Карты растительности мира, материков, как картографические модели макрост¬руктуры растительного покрова. Полярная асимметрия, особенности макроструктуры растительности вне тропических широт южного полуша-рия.
Задания для самостоятельной работы:
1. Предложить собственную модель идеального континента – 2 часа
Тема 4. Флористическое районирование суши. Важнейшие закономерности дифференциации. Флористические царства, подцарства, области по А. Л. Тахтаджяну. Дифференциация живого покрова суши на основе экологичес¬ких подходов. Понятие биом, типы биомов. Экологическое зонирова¬ние биосферы Г. Вальтера- зонобиом, зоноэкотоны, субзонобиомы.
Задания для самостоятельной работы:
1. Самостоятельно проанализировать одну из флористических областей суши – 4 часа
Раздел 2 . 3онально - региональная и высотно - поясная характеристика основных типов биомов суши.
Тема 5. Биомы влажно-тропических лесов. Важнейшие особенности структуры растительности. Набор экобиоморф, господствующие синузии, ритмика. Возобновление. Гелиофильные и сциофильные виды, их роль в самоподдержании влажно - тропических лесов. Климатические типы лесов. Спонтанные и антропогенные сукцессии, варианты восстановления лесов на вырубках и расчистках. Восточно-азиатские, африканские и южно-американские влажно-тропические леса, степень их антропогенной трансформации.
Задания для самостоятельной работы:
1. Проанализировать современное состояние влажно-тропических лесов – 2 часа
Тема 6. Тропические листопадные леса и редколесья. Важнейшие осо¬бенности структуры растительности. Группы жизненных форм, важнейшие адаптации. Особенности сезонной ритми¬ки. Эколого-географический ряд формаций по градиенту увлажнения в связи с протяженностью сухого периода и суммой осадков. Регио¬нальные особенности биомов сезонных лесов и редколесий Австралии, Азии, Африки, Южной Америки.
Задания для самостоятельной работы:
1. Построить эколого-географический ряд формаций тропических листопадных лесов и редколесий по градиенту увлажнения для определенной территории – 2 часа.
Тема 7. Саванны как группа тропических типов травяных биомов. Структура, состав, сезонная ритмика. Саванны влажные, сухие, ко¬лючие, затопляемые. Роль пирогенного фактора в формировании са¬ванн. Трансформация саванн под совокупным действием пожаров и выпаса. Опустыненные саванны.
Задания для самостоятельной работы:
1. Проанализировать карту ежегодных пожаров в саваннах – 2 часа
Тема 8. Группа типов биомов пустынь. Экологические режимы, адап¬тации организмов и сообществ. Эдафические критерии дифференциации пустынь. Особенности структуры растительного покрова глинистых, каменистых, солончаковых пустынь. Растительный покров Сахаро – Гобийской, Северо-американской, Южно-американской, Южно-африканской и Австра¬лийской пустынных областей. Основные различия тропических и внетропических пустынных 6иомов.
Задания для самостоятельной работы:
1. Сравнить флористический состав различных пустынных областей земного шара – 2 часа.
Тема 9. Биомы субтропических лесов и кустарников. Жестколистные леса и кустарники. Особенности гидротермических режимов, важнейшие адаптации, спектры жизненных форм биомов Средиземья, Калифорнии, Южной Америки, Южной Африки и Юго-западной Австралии. Лавровые и замещающие их хвойные леса. Современное состояние.
Задания для самостоятельной работы:
1. Проанализировать современное состояние биомов субтропических лесов и кустарников и дать прогноз их развития – 2 часа
Тема 10. Биомы степей. Гидротермический режим, важнейшие адаптации, господствующие жизненные формы и структура сообществ. Географические закономерности распространения. Венгерские пушты, Североамериканские прерии, пампасы Южной Америки, Южноафриканские степи. Вопросы взаимоотношений степи и леса. Современное состояние и вопросы охраны.
Задания для самостоятельной работы:
1. Рассмотреть варианты восстановления степной растительности земного шара – 2 часа.
Тема 11. Биомы широколиственных лесов умеренного пояса. Важнейшие адаптации, господствующие жизненные формы. Структура сообществ. Географические закономерности распространения. Биомы широколиственных лесов Северной Америки, Европы, Азии. Специфика широко¬лиственных лесов внетропических широт южного полушария.
Задания для самостоятельной работы:
1. Рассмотреть историю развития широколиственных лесов умеренного пояса на различных континентах – 2 часа.
Тема 12. Биомы бореальных хвойных лесов. Гидротермический режим, адаптации, жизненные формы и структура сообществ. Растительный покров тайги Евразии и Северной Америки. Притихоокеанские хвойные леса.
Задания для самостоятельной работы:
1. Сравнить флористический состав и структуру бореальных хвойных лесов Сверной Америки и Евразии – 2 часа.
Тема 13. Биомы Арктики и Антарктики. Экологические режимы, адапта¬ции, жизненные формы. Структура сообществ. Растительный покров евразиатских и канадских биомов. Северная гра¬ница леса и ее изменение в связи с природными и антропогенными процессами. Биомы Су6антарктики.
Задания для самостоятельной работы:
1. Проанализировать современное состояние северной границы леса – 2 часа.
Тема 14. Основные типы и группы типов высотной поясности тропических, субтропических и умеренных широт. Верхняя граница леса в го¬рах разных широт. Специфика высокогорных биомов (парамос, пуна, формации колючеподушечников, альпийские луга, высокогорные пустыни, горные тундры).
Задания для самостоятельной работы:
1. Рассмотреть специфику высокогорных биомов – 2 часа.
Раздел 3. Антропогенная трансформация биомов суши.
Тема 15. Современное состояние биомов как результат длительного исторического развития сообществ под воздействием природных и антропогенных процессов. Традиционные формы воздействия — вырубка лесов, распашка, выпас, выжигание, охота, рыболовство и их воздействие на состав и структуру сообществ.
Задания для самостоятельной работы:
1. Проанализировать специфику каждого из традиционных форм воздействия на растительный покров Земли – 4 часа
Тема 16. Проблемы опустынивания, унификации растительного покрова утраты биотического разнообразия. Проблема сохранения биологического разнообразия на разных уровнях дифференциации биосферы.
Задания для самостоятельной работы:
1. Дать прогноз дальнейшего сценария развития растительного покрова Земли – 2 часа.
VIII. Перечень компетенций, формируемых в результате освоения дисциплины
(ПК-1) Владение методологией и методами исследования био- и геосфер Земли и ее
ландшафтной оболочки, способность использовать базовые экологические знания в области землеведения (по общему землеведению, геологии, биологии, климатологии с основами, метеорологии, гидрологии, почвоведению), понимание основных
закономерностей формирования природно-климатических зон, ландшафтов,
биогеохимических и геофизических принципов их функционирования для оптимизации их дальнейшего использования и практической деятельности в области оценки и прогноза состояния окружающей среды;
(ПК-2) Способность использовать знание базовых законов экологии, теоретических основ
геоэкологии и геоэкологического подхода для анализа изменений природной среды и
прогноза ее дальнейшего развития и в целях рационального природопользования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
• основные закономерностей дифференциации растительности суши,
• зонально - региональные и высотно - поясные характеристиках основных типов растительных биомов суши,
• эколого-географические ряды по широтным и экологическим градиентам,
• четко представлять себе основные характеристики всех типов растительных биомов суши.
Уметь:
• ориентироваться в различных подходах к классификации растительности на глобальном уровне;
• применять знание изученных закономерностей для объяснения особенностей растительности конкретных регионов Земли;
• обобщать знания о растительности и характере ее изменений с точки зрения отклика на глобальные изменения;
• анализировать рациональность систем охраны растительных сообществ и путей восстановления флоры и растительности планеты.
Владеть: навыками анализа и определения путей решения проблем современных процессов, происходящих в растительном покрове земного шара, а также проблем охраны и восстановления флоры и растительности планеты.
IX. Используемые образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии
В процессе изучения дисциплины «Растительность мира» используются развивающее и проблемное обучение, лекционно-семинарские занятия, самостоятельная работа студентов по выполнению заданий, система промежуточного контроля и зачетной проверки.
Доступна образовательная система Интернета, практикуются лекционные презентации, совместное обсуждение современной научной литературы по теме курса.
X. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, оценочные средства контроля успеваемости и промежуточной аттестации
А. Учебно-методические рекомендации для обеспечения самостоятельной работы студентов.
Освоение дисциплины «Растительность мира» предполагает работу с научной литературой, как в библиотеке, так и с той, которую предлагает преподаватель. На лекциях рекомендуется составление конспектов. По результатам работы с литературой необходимо составление списка литературы по темам, составление схем и диаграмм изученного материала.
Для освоения современных направлений развития науки рекомендуется работа с интернет-ресурсами, составление аннотаций материалов, обнаруженных в актуальных изданиях.
Для пространственного анализа необходима работа с картографическими материалами, доступными как в фондах кафедры, в библиотеках МГУ, так и на интернет-порталах.
Б. Примерный список заданий для проведения текущей и промежуточной аттестации.
Темы докладов:
1. Важнейшие закономерности структуры растительного покрова на глобальном уровне.
2. Эколого-географический ряд формаций тропических лесов по градиенту увлажнения.
3. Различия в растительности Сахаро – Гобийской, Северо-американской, Южно-американской, Южно-африканской и Австра¬лийской пустынных областей.
4. Взаимоотношения степи и леса.
5. Лесные биомы внетропических широт, основные региональные закономерности.
Примерный список тем для рефератов:
1. Центры происхождения культурных растений планеты.
2. Основные адаптации растений тропической зоны.
3. Современная трансформация саванн под совокупным действием пожаров и выпаса.
4. Глобальный процесс опустынивания и его причины.
5. Современное состояние биомов субтропических лесов и кустарников.
6. Современное состояние степной зоны и проблемы восстановления степей.
7. Взаимоотношения широколиственных и бореальных хвойных лесов в различных регионах суши.
8. Северная гра¬ница леса и ее изменение в связи с природными и антропогенными процессами.
9. Различия в высотной поясности разных склонов горных систем.
10. Исчезающие виды растений в различных растительных зонах.
Примерный список вопросов к промежуточной контрольной в тестовой форме:
1) Синператы – это:
a) Комплексы растительных сообществ, образовавшиеся после пожаров на месте листопадных тропических лесов
b) Растения сухих местообитаний тропического пояса
c) Более или менее выраженные зоны сгущения границ ареалов таксонов разного ранга
2) Расставьте типы саванн по мере возрастания засушливости климата
a) Сухие саванны
b) Колючие саванны
c) Влажные саванны
d) Болотистые саванны
3) Корневая система тропических деревьев:
a) поверхностна, корни тонкие
b) корни глубокие стержневые
c) корни досковидные с контрофорсами
4) Гилея – это:
a) влажнотропический лес Амазонии
b) последовательные смены тропической растительности при антропогенном нарушении
c) тип вертикальной поясности
5) Расставьте тропические леса в соответствии с возрастанием засушливости климата:
a) Листопадные тропические леса
b) Саванновые леса
c) Муссонные тропические леса
d) Колючее редколесье
e) Полувечнозеленые дождевые леса
6) Зоноэкотон – это:
a) Эдафический вариант того или иного зонального типа растительных сообществ
b) Переходная зона, в которой одни типы растительных сообществ и животного населения сменяются другими и при этом конкурируют в пространстве
c) Зона экологического неблагополучия, в котором растительность сильно нарушена антропогенным воздействием
7) Чем отличаются леса «миом-бо» от лесов «мопане»?
a) леса «мопане» не коренные типы лесов
b) леса «миом-бо» расположены в западной части Африки
c) леса «миом-бо» напоминают низкоствольные дубравы
d) в лесах «мопане» больше травяных многолетников, чем в лесах «миоб-бо».
Подчеркните правильные утверждения.
8) Вертикальная структура влажных тропических лесов:
a) хорошо выражена, четко выделены ярусы
b) плохо выражена, преобладает вертикальный континуум
c) выделяются только древесный и травянистый ярусы
9) Характерными особенностями лесов «каатинга» является:
a) они находятся в Бразилии
b) в них иного растений с млечным соком
c) в них много растений с шипами и колючками
d) деревья сбрасывают листву в засушливый период
e) на них растет «луизианский мох»
f) они расположены в межгорных котловинах
Вычеркните лишнее.
10) Ксероморфный саговник встречается на:
a) скалах Восточной Африки
b) фикусах в дождевых тропических лесах
c) песчаных тропических берегах
11) Ваточник – это:
a) древесный паразит в листопадных тропических лесах
b) дерево каатинги из семейства Bombacaceae
c) тип травяного яруса в тропических лесах
12) Климадиаграммы показывают:
a) соотношение между средней месячной температурой и количеством осадком для определенной территории
b) соотношение между средними месячными температурами и количеством осадком для различных территорий одной растительной зоны
c) соотношение между средним месячным количеством осадков и испарением для определенной территории
13) В мангровых лесах имеются корни – ходульные, досковидные, мочковатые, стержневые, дыхательные, сосковидные, клубневидные.
Вычеркните лишнее.
14) Межъярусные растения – это лианы-душители, гелиотропы, эпифиты, эпифиллы, стеблевые паразиты, растения-подушки, листья-капельницы, эпифиты-бра, цистерны, терофиты, склерофиты.
Вычеркните лишнее.
15) Казуарины произрастают на:
a) голых скалах субтропического пояса
b) песчаных побережьях тропического пояса
c) в заболоченных саваннах
16) Каулифлория – это:
a) сожительство муравьев и цветковых растений
b) расположение цветов и плодов непосредственно на стволах деревьев
c) самоопыление тропических растений
17) В каких горах граница распространения сосудистых растений лежит на самой большой высоте?
a) в Андах
b) в Гималаях
c) на Камерунском нагорье
18) У растений влажных тропических лесов почки:
a) защищены почечными чешуями
b) не защищены почечными чешуями
c) скрыты в особых образованиях на стволах
19) В нижней части гор Тайваня и Хайнаня распространены:
a) листопадные тропические леса
b) леса из гинкго билоба
c) влажные тропические леса
20) В нефелогилеях распространены - древовидные папоротники, деревья с пнейматофорами, подокарпусы, бамбуки, суккуленты, плауны, мхи, эпифиты, дерновинные злаки, лишайники.
Вычеркните лишнее.
21) Парамос – это
a) высокогорные экваториальные луга и степи
b) тип высокотравной прерии
c) вторичные степи Южной Америки
22) Растительность типа «лома» распространена:
a) в пустыне Атакама
b) на тихоокеанском побережье Анд в Перу и Северном Чили
c) в долинах Гималаев
23) Ценные породы деревьев: красный и белый сандал, черное дерево, атласное дерево, тун произрастают:
a) на Гуйчжоуском нагорье
b) в долинах Анд
c) в Западных Гатах
24) Мангровый тип растительности распространен в:
a) устьях тропических рек
b) на наветренных тропических побережьях
c) в областях с хорошо выраженными приливами и отливами
d) в зоне мелководных литоралей
e) на защищенных от морских волнений тропических побережьях
f) на побережьях с почвами легкого механического состава
Подчеркните правильные утверждения
25) Молочаи в форме канделябров распространены:
a) в степях Южной Америки
b) в саваннах Африки
c) в горах Явы
Итоговая аттестация: зачет в конце семестра
Примерный перечень вопросов к зачету:
1. Влажные тропические леса. Важнейшие особенности их структуры. Распространение.
2. Основные классификационные единицы растительности – ассоциация, формация, тип.
3. Формации жестколистных лесов (особенности гидротермического режима, жизненные формы, состав, структура).
4. Жестколистные леса и кустарники Южной Америки, Африки и Австралии.
5. Широколиственные леса Евразии.
6. Колючие саванны, их состав, структура. Место в зональной дифференциации растительности тропического пояса.
7. Бореальные хвойные леса Евразии. Основные лесообразующие породы, важнейшие закономерности дифференциации.
8. Влажные листопадные тропические леса (полулистопадные муссонные). Распространение, важнейшие особенности структуры, сезонной ритмики.
9. Вторичные сукцессии и их роль в формировании современного растительного покрова. Пастбищные дигрессии.
10. Спонтанная и антропогенная динамика влажнотропических лесов. Особенности восстановительные сукцессий.
11. Сухие листопадные тропические леса (светлые и сомкнутые). Распространение, важнейшие особенности состава и структуры. Сезонная ритмика.
12. Затопляемые саванны как группа формаций тропического пояса.
13. Пирогенные сукцессии. Их роль в формировании современного растительного покрова тропического леса.
14. Важнейшие жизненные формы пустынных растений. Стеблесуккулентные пустыни и их распространение.
15. Сухие и влажные саванны. Состав, структура, распространение.
16. Широколиственные леса Северной Америки.
17. Гидротермический режим и его роль при дифференциации растительности на глобальном уровне.
18. Саванны как группа типов растительности. Саванны влажные и затопляемые.
19. Жестколистные леса и кустарники. Важнейшие особенности растительности Средиземья.
20. Гилейно-парамосные тип высотной поясности.
21. Понятие климакс. Эдафические и пирогенные климаксы.
22. Экологические типы пустынной растительности – песчаные и глинистые пустыни.
23. Степи и прерии. Важнейшие особенности состава и структуры. Распространение. Дифференциация в связи с изменениями гидротермического режима.
24. Важнейшие закономерности дифференциации растительного покрова на глобальном уровне.
25. Растительность Сахаро-Гобийской пустынной области.
26. Важнейшие факторы дифференциации растительного покрова тропического пояса.
27. Пустынные формации Южно-Африканской области.
28. Климадиаграммы, их значение для характеристики биоклиматических условий.
29. Мангровые формации.
30. Влажные тропические леса (постоянно-влажные, дождевые). Распространение, важнейшие особенности состава и структуры.
31. Флористическое районирование суши и охрана флористического разнообразия.
32. Притихоокеанская область бореальных хвойных лесов Северной Америки.
33. Эколого-географическйи ряд растительных формаций тропического пояса от сухих листопадных лесов до редколесий и кустарников.
34. Экологические типы пустынной растительности. Пустыни каменистые и солончаковые.
35. Растительность холодных зон. Основные признаки тундры. Особенности состава и структуры. Распространение.
36. Закономерности изменений в растительности степей при движении с севера на юг.
37. Основные типы прерий Северной Америки, различия в составе и структуре.
38. Закономерности высотной поясности в Андах.
39. Сахаро-Гобийская пустынная область. Важнейшие растительные формации. Тугайный комплекс.
40. Аналоги степей и прерий в южном полушарии.
XI. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
А. Основная литература (по всем разделам)
№ п/п Автор(ы) Название книги/ статьи Отв. ред. (для колл. работ) Место издания Издательство Год издания Название журнала (сборника) Том (выпуск) журнала/ сборника Номер журнала
1. Воронов А.Г., Дроздов Н.Н., Криволуцкий Д.А., Мяло Е.Г. Биогеография с основами экологии
М ИКЦ «Академкнига» 2003
2. Воронов А.Г., Дроздов Н.Н., Мяло Е.Г. Биогеография мира М Высшая школа 1985
3. Дроздов Н.Н., Мяло Е.Г. Экосистемы мира М ABF 1997
4. Вальтер Г. Растительность земного шара. Тропические и субтропические зоны М Прогресс 1968
Б. Дополнительная литература (по всем разделам)
№ п/п Автор(ы) Название книги/ статьи Отв. ред. (для колл. работ) Место издания Издательство Год издания Название журнала (сборника) Том (выпуск) журнала/ сборника Номер журнала
1. Лавренко Е.М. Основные черты ботанической географии пустынь Евразии и Северной Америки М.-Л. Наука 1962
2. Сочава В.Б. Введение в учение о геосистемах Новосибирск Наука 1979
3. Уиттекер Р. Сообщества и экосистемы М Прогресс 1980
4. Лемме Ж. Основы биогеографии М Прогресс 1976
5. Вальтер Г. Общая геоботаника М Мир 1982
6. Вернадский В.И. Биосфера Л. Наука 1926
7. Мессерли Б, Айвз Дж. Д. Горы мира М Изд. Дом «Ноосфера» 1999
8. Растительный мир Земли Ф.Фукарек М Мир 1982
9. Шмитхюзен И. Общая география растений М Прогресс 1966
10. Tropical forest ecosystems Paris UNEP, FAO, Unesco 1978
11. MacArthur R.H., Wilson E.O. The theory of island biogeography Princeton and Oxfrod Princeton University Press 2001
В. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы.
1.www.botsad.ru Сайт ботанического сада РАН
2.www.igras.ru Сайт Института Географии РАН
3. www.biodat.ru Сайт Института Охраны природы.
4. http://www.arkive.org/ Worldwide Endangered/Protected Species Database
5. www.mapsofworld.com
6. www.blueplanetbiomes.org
7. www.worldbiomes.com
XII. Материально-техническое обеспечение дисциплины
А. Помещения: учебная аудитория на 15 мест для проведения лекционных занятий.
Б. Оборудование: мультимедийный проектор для показа презентаций
В. Иные материалы: —.
Разработчики:
Дикарева Татьяна Владимировна, старший научный сотрудник, кандидат географических наук, Географический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, кафедра биогеографии.