Описание:Целью курса является изучение специфики предпринимательской деятельности как вида человеческой деятельности, философско-методологических оснований этого рассмотрения, а также нравственно-этических аспектов предпринимательской деятельности. В курсе анализируются современные дискуссии о методологических основаниях рассмотрения экономического поведения: какими они видятся изнутри самой экономической теории (Дж. Ст. Милль, Л.Роббинс, Д. У. Хэндс, Ф. Найт, М. Фридман, Й. Шумпетер, Дж. Бьюкенен, В. Ванберг и др.), и какими – в специальной философской литературе (К. Маркс, М. Вебер, В. Зомбарт, Р. Поппер, П. Бергер, А. Агг, Г.С. Беккер, Ю. Хабермас и др.).
В курсе рассматриваются теории предпринимательства Л. Мизеса, Ф. Хайека, И.М. Кирцнера, Х. Уэрта де Сото, анализируются аргументы родоначальников и сторонников либертарианства, выступающих против социальной ответственности бизнеса и этики бизнеса (К. Менгер, М. Фридман, Й. Шумпетер, Ф.Хайек, Э.Ясаи и др.). Наряду с этим подходом рассматриваются нормативная экономическая теория и ее философские основания (Н. Калдор, Д. М. Хаусман и М.С. Макферсон), подход К. Маркса и А. Сена к оценке экономики с точки зрения возможностей как альтернатива стандартной нормативной экономике, работа Р.Х. Фрэнка об этических аспектах нормативной экономической теории, методологические вопросы и содержание феминистской экономической теории (Дж. Нельсон) и др. Исследуются культурно-исторические предпосылки капиталистического предпринимательства (В.Зомбарт, М. Вебер, П. Бергер, И.И. Янжул); развитие философско-социологических представлений о коммуникативном источнике нормативности в предпринимательской деятельности (И.Кант, Ф.Ницше, Х. Арендт, Г. Блумер, Т.Парсонс и др.); социальные условия, определяющие особенности современного бизнеса; экзистенциально-нравственный смысл предпринимательской деятельности; сферы и формы социальной ответственности бизнеса.