Описание:Доминирование в современном мире гуманитарной науки Запада настолько очевидно, что ознакомление с историей её становления не только актуально и поучительно для отечественного начинающего историка в дидактическом плане, но также имеет ряд важных практических смыслов в идеологическом, политическом, общетеоретическом и ряде иных контекстов. В тоже время, мы ставим перед нашим курсом и более «приземлённые», прагматические задачи, которые делают познание «Мудрости Запада» очень востребованным, - современный начинающий исследователь заинтересован в том, чтобы по завершении учёбы соответствовать требованиям мирового научного сообщества. Знание, на какие вопросы можно ответить, используя конкретный арсенал методов, нужно гуманитарию даже не для того, чтобы удовлетворить «внешнего цензора». В первую очередь, это необходимо, чтобы воспитать и уважать в себе профессионала – человека, который существует в мире, где новое знание достается не даром и не всем, а только ценой определенных, вполне осознаваемых и нуждающихся в продуманной организации трудовых усилий. Наконец, способность самостоятельно понимать, какие проблемы могли остаться незатронутыми в только что завершенном исследовании, как правило, делает шире круг вопросов, задаваемых самому себе в следующих работах. Всё это делает изучение обозначенной дисциплины актуальной.
Приступая к изучению истории гуманитарных предметов, мы считаем невозможным вырвать их из общего контекста становления современной науки, тем более, что подлинная дисциплинарная институционализация научного гуманитарного знания большинством исследователей относится, лишь, к концу XIX века. Мы считаем, что историю науки нельзя «изъять» из общего процесса исследовательских поисков и накопления научных знаний в течение предшествующих столетий. На наш взгляд, было бы, по меньшей мере, проявлением невежества говорить о закладывании основ современного научного гуманитарного и другого знания без обращения к эпохе античности и средневековья. Не случайно, например, некоторые концепции Сократа, Платона, Аристотеля и других мыслителей древности, учёные оказались способны понять лишь в последние годы, а многие математические формулы античной и более ранних эпох, лишь, частично расшифрованы и поняты нашими современниками.
Наука - явление конкретно-историческое, проходящее на своем пути ряд этапов, критерии для их определения до сих пор довольно условны. Принятая ныне периодизация была разработана в основном Степиным В.С. В её основу положен прежде всего социологический и философский анализ истории науки.