Описание:Шифр учебной дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова»
Факультет психологии
УТВЕРЖДАЮ:
Декан факультета психологии
МГУ имени М.В.Ломоносова,
член-корр. РАО, профессор _____________Ю.П.Зинченко
«___»_______________20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
(КУРС ЛЕКЦИЙ)
Психология телесности
Psychology of corporeality
Специальность: Клиническая психология
Общая трудоемкость дисциплины составляет
2 зачетных единицы, 72 академических часа
Квалификация выпускника
СПЕЦИАЛИСТ
Очная форма обучения
Продолжительность обучения – 6 лет
Программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта, самостоятельно устанавливаемого МГУ имени М.В. Ломоносова
г. Москва
2013
Психология телесности
Psychology of corporeality
Ключевые слова на РУССКОМ языке: Ключевые слова: психология телесности, границы тела, тело как психологический феномен, социализация телесных функций, интрацепция, внутренняя картина болезни
Ключевые слова на АНГЛИЙСКОМ языке: psychology of corporeality, boundaries of body, body as a psychological phenomenon, corporeal functions socialization, intraception, internal picture of the disease.
Цели учебной дисциплины:формирование представлений о фундаментальных и прикладных исследованиях в области психологии телесности, о возможностяхэтой науки, ее методологии, теоретических основах и эмпирических задачах.
Задачи учебной дисциплины:
- в результате изучения дисциплины студент должен знать: объект, предмет и сферы приложения психологии телесности, еетеоретические основы и категориальный аппарат;основные методологические проблемы и методические трудности психологии телесности; основные подходы к пониманию телесности в психологии; основные психологические модели расстройств восприятия, переживания и регуляции телесных феноменов;
- иметь представление о роли и месте психологии телесности в философии, методологии, современной психологии и клиническойпсихологии;
-ориентироваться в средствах, возможностяхи ограничениях психологической интервенции нарушений связанных с телесным функционированием.
Краткое описание программы учебной дисциплины на русском языке
Психология телесности является новым, интегративным направлением психологической науки и гуманитарного знания. Телесность («живое тело», плоть, тель, динамическое тело – по терминологии разных авторов) рассматривается как особый феномен и специфическое предметное поле психологических исследований, занимающее пространство «между» душой и телом, в его физическом понимании. Важность исследования телесности человека настолько очевидна, что она стала центральной проблемой целого цикла биологических и медицинских наук. С реальностью телесного существования человек сталкивается постоянно. Хотя в обыденной жизни он часто не замечает своего тела, у телесности есть много способов себя обнаружить. Один из самых распространенных и наиболее неприятных — болезни, когда тело проявляет себя в совокупности болезненных интрацептивных ощущений. Помимо этого существует и обширная область «нормальной» телесности: существование тела обнаруживается практически в каждый момент нашей жизнедеятельности в виде ли «слабости», «усталости», или, напротив, «силы», «возбуждения» и пр. «Бестелесная» психология и педагогика упускают целые пласты важнейшей реальности человеческого существования, сталкиваясь с ней лишь в форме «ущербности», искаженного развития или патологии, а «организменная» медицина демонстрирует свою нарастающую дегуманизацию, кризис доверия, беспомощность теоретического понимания и лечения расстройств, патогенез которых выходит за рамки физиологических изменений. Утвердившийся в психологии «бестелесный» подход сводит всю сущность человека к его сознанию, не замечая того, что сама телесность в ходе прижизненного развития теряет свой природный, натуральный характер, очеловечиваясь и приобретая качественные изменения. Телесность человека — это первый в онтогенезе предмет овладения и трансформации в универсальное орудие и знак, поэтому на прижизненное развитие телесности должны быть распространены законы культурно-исторического развития психологических функций, превращающих натуральные телесные функции в социализованные, произвольно регулируемые, знаково опосредствованные. Данная трансформация позволяет также изменить ракурс проблемы соотношения разума и тела (themind-bodyproblem), а также дополнить традиционные представления о внутренней картине болезни.
Краткое описание программы учебной дисциплины на английском языке
Psychology of corporeality is a new, integrative course of the psychological science and humanitarian knowledge. Corporeality («a living corpus», flesh, soma, a body, a dynamic body – with reference to the different authors) is considered as a peculiar phenomenon and specific substantive field of psychological researches occupying the gap «between» soul and body in its physical meaning. The importance of studying human corporeality is so vivid that it has become a central problem of the whole circle of biological and medical sciences. A person is constantly encountering with the reality of a corporeal existence. Though in a habitual life he or she does not often observe his/her body the corporeality has got many ways to reveal itself. One of the most widespread and the most troublesome is maladies when a body displays itself in the aggregate of morbid intraceptive sensations. Furthermore, there is an extensive sphere of a «normal» corporeality: a body finds its existence almost at each moment of our activity whether in the form of «weakness», «tiredness» or, on the contrary, in the form of «strength», «excitation», etc. «Incorporeal» psychology and pedagogy miss the whole layers of the most important reality of human existence encountering with it just in the form of «defect», an anomalous development or pathology, and the «organismic» medicine displays its increasing dehumanization, credibility gap, helplessness of the theoretical understanding and cure of disorders whose pathogenesis comes out of the extent of physiological changes. The firmly-established incorporeal approach in psychology reduces all the entity of a human being to its consciousness overlooking that the corporeality itself in the course of a life-time evolution loses its natural character becoming human and gaining qualitative changes. The human corporeality is the first (in ontogeny) object of acquirement and transformation into a universal instrument and sign, that is why, the laws of the cultural-historical evolution of psychological functions transforming natural corporeal functions into social, voluntarily controlled and semiotically mediate ones have to be extended over a life-time corporeality evolution. The given transformation also enables to change the foreshortening of the problem of the ratio of mind and body (the mind-body problem) as well as to add to the traditional conceptions about internal picture of the disease.
Сравнительный анализ предлагаемой рабочей программы учебной дисциплины с:
1) аналогичными программами Государственного образовательного стандарта второго поколения;
2) программами по данной дисциплине Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения;
3) программами, реализуемыми в ведущих зарубежных университетах.
1. По сравнению с аналогичными программами Государственного образовательного стандарта второго поколения настоящая программа в более полной мере систематизирует знания в области психологии телесности и психосоматики, показывает связь теории с практикой применения клинико-психологических знаний и компетенций. Рассматриваемая проблемная область значительно расширена за счет анализа путей и возможностей применения теоретических положений и практических данных, полученных в области психологии телесности, на проблемы самосознания, самоидентификации, межличностной коммуникации.
2) По сравнению с программами по данной дисциплине Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения данная программа отличается более глубокой методологической и теоретической проработкой учебного материала, сопоставлением наиболее современных исследований, выполненных в отечественной традиции с зарубежными традициями, дополнительным акцентом на возможности использования полученных знаний для педагогики, анализа патологических проявлений в различных сферах социальной жизни.
3) По сравнению с программами, реализуемыми в ведущих зарубежных университетах, данная программа включает материалы отечественных исследований по психологии телесности с учетом возможного создания универсальной модели процессов и механизмов социализации, предлагая возможные пути адекватной интеграции знаний.
По сравнению с программами, реализуемыми в ведущих зарубежных университетах (проанализированы программы по сопоставимым курсам в Университете Фрайбурга Университете Париж-V, университет Лион-II Люмьер (Франция), Свободном университете Берлина (Германия), Университет Хельсинки (Финляндия), Университете Страсбурга (Франция), настоящая программа отличается по следующим характеристикам:
3а) введением в программу новых разделов «Методологические проблемы психологии телесности», и «Феноменология телесности».
3б) значительным расширением рассматриваемой проблемной области за счет анализа путей и возможностей применения современного клинико-психологического знания в образовании, общественном здравоохранении, медиакоммуникации и др.;
3в) развернутым изложением современных представлений о психологии телесности как междисциплинарной науке. Рассматриваются различные клинические и психологические модели телесных и соматоформных расстройств, критерии диагностики, механизмы возникновения психических расстройств, пути и возможности применения этих теорий в практике клинического психолога.
I. Место дисциплины в учебном плане
1.1. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы и 72 академических часа в соответствии с учебным планом в 8 семестре.
Название дисциплины Трудоемкость в зачетных единицах Распреде-ление по семестрам Объем учебной нагрузки а ак.часах,
1 а.ч.=45 м.
Общая трудоемкость
В том числе ауд.часов Самостоятельная работа студентов
Экзамен Зачет Общая ауд.
нагрузка Лекций Лабораторных занятий Семинаров
Психология телесности 2 3 - 72 36 36 - - 36
1. 2. Цели освоения дисциплины:
Ознакомление студентов с важной областью клинической психологии - психологией телесности; формирование общих представлений о социализации телесных функций и их "культурной патологии", месте телесных расстройств в структуре различных нарушений психики.
1.3. Место дисциплины в ООП:
8 семестр. Читается для студентов, изучавших курсы «Введение в клиническую психологию», «Патопихология», «Психология аномального развития», "Основы психосоматики", "Психиатрия".
1.4 . Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения курса студенты должны:
• ориентироваться в теоретической проблематике психологии телесности;
• иметь общие представления о клинико-психологической феноменологии телесных расстройств и методах их коррекции.
II. Структура и содержание лекционных занятий
2.1. ТЕМЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Содержание разделов дисциплины.
№
п/п Наименование
разделов дисциплины Содержание раздела
1 Тема I. Феноменология телесности.
1.1 Тело как предмет психологии Место психологии телесности в системе психологических наук. Гипотеза о «натуральном характере телесных функций». "Теоретическая невидимость" телесности в классической психологии. Тело как феномен сознания. Условия объективации тела и нарушения телесного восприятия. Проблема социализации телесных функций и ее специфичность. Трансформация телесных функций в процессе их социализации. Соотношение «натурального» и «социализированного» тела.
1.2 Размерность человеческого тела. Тело как базовая мера пространственных и временных характеристик человеческого восприятия. Натуральные способы оценки размерности и их связь с человеческим телом. Тело как натуральная модель пространственных и временных характеристик оценки внешней реальности. Первичные эталоны мер и весов и их связь с человеческим телом. Трансформация натуральных мер и проблема технологического расширения человека.
2 Тема II. Теоретические проблемы психологии телесного восприятия.
2.1 Основные теоретические положения и экспериментальные подходы к исследованию телесности. Тело как механизм. Объективистская методология и ограничения понимания телесности как психологического феномена. Субъект-объектное членение. Объективистские представления о субъекте. Понимание причинности. Принцип пассивности в телесном восприятии. Тело как организм. Онтологическое и гносеологическое исключение субъекта из картины мира.
2.2 Принципы объективного подхода к исследованию телесности Возможности и границы применения позитивистских принципов в психологии. Воспроизводимость, верифицируемость и фальсифицируемость научного знания. Ограниченность объективного подхода при исследовании человека. Невоспроизводимость субъективных феноменов. Принцип дополнительности. Проблема "внутреннего" тела.
2.3. Принцип активности в исследованиях телесности человека Проблема активности субъекта в психологии телесности. Методологические проблемы соотношения каузальности и активности. Варианты решения проблемы произвольности в психологии. Проблема произвольности в рамках культурно-исторического подхода и возможности его применнеия в психологии телесности.
2.4. Топология субъекта Проблема субъективного отражения.
Психологические механизмы задания границ телесности. Варианты объективации телесности. Проблема активности субъекта. Проблема происхождения интрацептивных категорий. Проблема верификации телесного знания. Проблема объективации телесного опыта. Фантом тела.
2.5. Исследование телесных феноменов в медицине Медицинская традиция исследования телесных феноменов в картине болезни. Основные психопатологические синдромы нарушения телесного восприятия и телесной регуляции. Ипохондрия и сенестопатия. Проблема соматоформных и диссоциативных расстройств. Нарушение телесного восприятия при различных формах психической патологии.
2.6. Культурно-исторический подход к формированию телесности Исторический обзор концепций телесности. История человеческого тела в различных культурах. Онтогенез телесности, рождение тела, телесные фантомы. Возможности и ограничения использования культурно-исторического подхода для анализа развития человеческой телесности. Роль табу и культурных ограничений. Процесс цивилизации тела.
2.7. Тело как культурный феномен Внешнее и внутреннее тело. «Культурное» тело. «Социальное» тело. Религиозные формы объективации телесного опыта. «Религиозное» тело. Сексуальные формы объективации человеческого тела. «Эротическое» тело. Болезненные формы объективации телесности. «Болезненное» тело. Роль тела в процессах межличностной коммуникации.
2.8. Пространство культурной патологии Формирование культурного тела и возможности произвольной регуляции телесных функций. Осознаваемые и неосознаваемые факторы культурной регуляции телесных функций. Роль репрессивной функции культуры в нарушениях телесной регуляции. Функциональные расстройства как область «культурной» патологии. Роль семейных факторов в формировании культурной патологии.
3. Тема III. Субъективная семантика телесности
3.1. Основные принципы субъективной интрацептивной семантики Семантические единицы классификация телесных ощущений. Проблема происхождения и развития семантических систем. Специфика интрацептивной семантики. Онтогенетической развитие интрацептивной семантики. Социальная ситуация развития интацептивной семантики. Изменение субъективной интрацептивной семантики при различных формах психической патологии.
3.2. Общие представления о семиологическом подходе Основы семиотики. Понятие об означаемом, означающем и знаке. Типы знаков. Роль знака в культурно историческом подходе. Концепция «мифологического» Р. Барта и возможности ее использования для понимания феноменов телесности и медицинской деятельности. Симптом как знак и симптом как миф.
3.3 Болезнь как семиотическая система Семиотическая концепция внутренней картины болезни (ВКБ) как феномена сознания. Нарушения чувственной ткани ВКБ, первичного, вторичного означения и личностного смысла. Общие принципы динамических изменений ВКБ. ВКБ как инструмент совладания с болезнью.
3.4. Значение и смысл телесного ощущения Смысловое опосредствование телесности. Соотношение чувственной ткани, первичного означения, вторичного означения и личностного смысла в структуре внутренней картины болезни. Основные варианты личностного смысла телесного ощущения. Проблема влияния смысла на телесное восприятие.
5.5. Классические и современные мифы о болезни Исторические представления о сущности болезни, здоровья и медицинской практики. Роль мифологического компонента лечебного процесса. Медицина как мифостроительная практика. Факторы субъективной эффективности лечебного процесса. Возможности изменения субъективной эффективности лечения. Соотношение мифа больного и миф врача.
4. Тема IV. Клинико-психологический аспект нарушений телесности в клинике психических и соматических заболеваний
4.1. Внутренняя картина болезни при различных вариантах психических и соматических расстройств Основные типы нарушений восприятия болезненных симптомов при различных вариантах психических и соматических расстройств. Нарушения на уровне чувственной ткани ВКБ, первичного означения ВКБ, вторичного означения ВКБ. Нарушения стратегии опознания интацептивных сигналов, возможности психотерапевтической коррекции.
4.2. Феномен плацебо и его психологическая интерпретация Феномен плацебо и его роль в лечебном процессе. Основные исследования плацебо эфекта и возможности его применения в психотерапевтической практике. Ссемантическая интерпретация феномена плацебо. Методы «ритуального» лечения. Использование биологической обратной связи
4.3. Психологические факторы субъективной эффективности лечебного процесса и методы ее повышения Комплайнс-стратегии. Оценка субъективной эффективности лечебного процесса и возможности ее улучшения. Создание саногенной мифологии. Факторы эффективности психотерапевтической практики.
2.2. СОДЕРЖАНИЕ КАЖДОГО ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
2.2.1. Темы и планы лекционных занятий.
ТЕМА 1. Феноменология телесности.
Лекция 1. Тело как предмет психологии.
Обсуждается место психологии телесности в системе психологических наук. Рассматривается классическая гипотеза о «натуральном характере телесных функций» и существующие в науке противоречия такого понимания телесных функций, приводящие к "Теоретической невидимости" телесности в классической психологии. Обсуждаются возможности понимания телесности как феномен сознания. Определяются условия объективации тела и нарушения телесного восприятия. Формулируется проблема социализации телесных функций, ее специфичности и трансформации телесных функций в процессе их социализации. Соотношение «натурального» и «социализированного» тела.
Лекция 2. Размерность человеческого тела. Тело как базовая мера пространственных и временных характеристик человеческого восприятия.
Натуральные способы оценки размерности и их связь с человеческим телом. Тело как натуральная модель пространственных и временных характеристик оценки внешней реальности. Первичные эталоны мер и весов и их связь с человеческим телом. Трансформация натуральных мер и проблема технологического расширения человека. Идеи З. Фрейда и М Маклюэна о технологической трансформации человека. Современный этап: идеи трансгуманизма.
Тема II. Теоретические проблемы психологии телесного восприятия.
Лекция 3. Основные теоретические положения и экспериментальные подходы к исследованию телесности.
Понимание тела как механизма в классической психологии. Объективистская методология и ограничения понимания телесности как психологического феномена. Пиинципы субъект-объектного членение. Объективистские представления о субъекте. Понимание причинности в объективистской науке. Принцип пассивности в телесном восприятии. Тело как организм. Онтологическое и гносеологическое исключение субъекта из картины мира. Возможности неклассического и постнеклассического понимания субъект-объектных отношений.
Лекция 4. Принципы объективного подхода к исследованию телесности.
Возможности и границы применения позитивистских принципов в психологии. Принцип тотальной каузальности Лапласа и принцип инерции Ньютона в интерпретации психологических феноменов. Основные принципы научного знания и их реализации в психологии телесности. Воспроизводимость, верифицируемость и фальсифицируемость научного знания. Ограниченность объективного подхода при исследовании человека. Невоспроизводимость субъективных феноменов. Принцип дополнительности. Проблема "внутреннего" тела, связанная с принципиальными ограничениями манипуляции и верификации.
Лекция 5. Принцип активности в исследованиях телесности человека.
Проблема активности субъекта в психологии телесности. Методологические проблемы соотношения каузальности и активности. Варианты решения проблемы произвольности в психологии. Проблема произвольности в рамках культурно-исторического подхода и возможности его применения в психологии телесности. Связь произвольной регуляции и знаково-символического опосредствования.
Лекция 6. Топология субъекта.
Проблема субъективного отражения.
Психологические механизмы задания границ телесности. Фенмен занда. Ограничения активности как механизм задания границ. Обладание и принадлежность Варианты объективации телесности. Зонд как универсальный психологический механизм идентификации. Моральный субъект. Чистое Эго и эмпирическое Эго как варианты идентичности. Проблема активности субъекта. Проблема происхождения интрацептивных категорий. Проблема верификации телесного знания. Проблема объективации телесного опыта. Фантом тела.
Лекция 7. Исследование телесных феноменов в медицине.
Медицинская традиция исследования телесных феноменов в картине болезни. Логика механизма, схема условного рефлекса. Основные психопатологические синдромы нарушения телесного восприятия и телесной регуляции. Ипохондрия и сенестопатия. Проблема соматоформных и диссоциативных расстройств. Нарушение телесного восприятия при различных формах психической патологии.
Лекция 8. Культурно-исторический подход к формированию телесности.
Исторический обзор концепций телесности. История человеческого тела в различных культурах. История тела в античности, средние века и новое время. Феномены гигиены, стыда, приличия. Сексуальные ограничения. Онтогенез телесности, рождение тела, телесные фантомы. Возможности и ограничения использования культурно-исторического подхода для анализа развития человеческой телесности. Роль табу и культурных ограничений. Процесс цивилизации тела.
Лекция 9. Тело как культурный феномен.
Внешнее и внутреннее тело. «Культурное» тело. «Социальное» тело. Религиозные формы объективации телесного опыта. «Религиозное» тело. Сексуальные формы объективации человеческого тела. Формирование человеческой сексуальности в онтогенезе. «Эротическое» тело. Болезненные формы объективации телесности. Культурно-детеритнированные формы проявления болезни. Культурно-исторический патоморфоз. «Болезненное» тело. Роль тела в процессах межличностной коммуникации.
Лекция 10. Пространство культурной патологии.
Формирование культурного тела и возможности произвольной регуляции телесных функций. Осознаваемые и неосознаваемые факторы культурной регуляции телесных функций. Роль репрессивной функции культуры в нарушениях телесной регуляции. Функциональные расстройства как область «культурной» патологии. Роль семейных факторов в формировании культурной патологии.
Тема III. Субъективная семантика телесности.
Лекция 11. Основные принципы субъективной интрацептивной семантики.
Семантические единицы классификация телесных ощущений. Проблема происхождения и развития семантических систем внутреннего опыта. Специфика интрацептивной семантики. Онтогенетической развитие интрацептивной семантики. Социальная ситуация развития интацептивной семантики. Изменение субъективной интрацептивной семантики при различных формах психической и соматической патологии.
Лекция 12. Общие представления о семиологическом подходе.
Основы семиотики. Понятие об означаемом, означающем и знаке. Типы знаков. Роль знака в культурно историческом подходе. Концепция «мифологического» Р. Барта и возможности ее использования для понимания представлений о болезнях и медицинской деятельности. Симптом как знак и симптом как миф.
Лекция 13. Болезнь как семиотическая система.
Семиотическая концепция внутренней картины болезни (ВКБ) как феномена сознания. Нарушения чувственной ткани ВКБ, первичного, вторичного означения и личностного смысла. Личностный смысл как третичная семиотическая система. Общие принципы динамических изменений ВКБ. ВКБ как инструмент совладания с болезнью.
Лекция 14. Значение и смысл телесного ощущения.
Смысловое опосредствование телесности. Соотношение чувственной ткани, первичного означения, вторичного означения и личностного смысла в структуре внутренней картины болезни. Основные варианты личностного смысла телесного ощущения. Адаптивные и дезадаптивные личностные смыслы болезни, проблема ипохондризации. Проблема влияния смысла на телесное восприятие.
Лекция 15. Классические и современные мифы о болезни и здоровье.
Исторические представления о сущности болезни, здоровья и медицинской практики. Роль мифологического компонента лечебного процесса. Медицина как мифостроительная практика. Шаманские болезни. Нетрадиционные методы лечения. Факторы субъективной эффективности лечебного процесса. Возможности изменения субъективной эффективности лечения. Соотношение мифа больного и миф врача.
Тема IV. Клинико-психологический аспект нарушений телесности в клинике психических и соматических заболеваний.
Лекция 16. Внутренняя картина болезни при различных вариантах психических и соматических расстройств.
Основные типы нарушений восприятия болезненных симптомов при различных вариантах психических и соматических расстройств: соматические болезни, соматоформные расстройства, бредовая ипохондрия. Нарушения на уровне чувственной ткани ВКБ, первичного означения ВКБ, вторичного означения ВКБ. Нарушения стратегии опознания интацептивных сигналов, возможности психотерапевтической коррекции.
Лекция 17. Феномен плацебо и его психологическая интерпретация.
Феномен плацебо и его роль в лечебном процессе. Основные исследования плацебо эффекта и возможности его применения в психотерапевтической практике. Семантическая интерпретация феномена плацебо. Методы «ритуального» лечения. Использование биологической обратной связи и ложной биологической обратной связи.
Лекция 18. Психологические факторы субъективной эффективности лечебного процесса и методы ее повышения.
Оценка субъективной эффективности лечебного процесса и возможности ее улучшения. Комплайнс-стратегии. Создание саногенной мифологии. Факторы эффективности психотерапевтической практики.
2.2.2. Тезаурус (на русском и английском языках)
ТЕМА 1. Феноменология телесности.
Телесность, социализация телесных функций, натуральные телесные функции, сознание, произвольность, управляемость, размерность человеческого тела, трансформация натуральных мер, технологическое расширение человека, трансгуманизм.
Corporeality, socialization functions of the body, natural bodily functions, consciousness, arbitrariness, manageability, and the dimension of the human body, the transformation of natural measures, technological extension of human, transhumanism.
ТЕМА II. Теоретические проблемы психологии телесного восприятия.
Классическая психология, тело как механизм, причинность в классической психологии, принцип пассивности в телесном восприятии, тело как организм, субъект, активность, произвольность, топология субъекта, отражение, феномен зонда, история тела, онтогенез телесности, социализованное тело.
Classical psychology, the body as a mechanism for causality in classical psychology, the principle of passivity in bodily perception, the body as the body, subject, activity, arbitrariness, the topology of the subject, a reflection, phenomenon of the probe, the history of the body, the ontogeny of physicality, socialized body.
Тема III. Субъективная семантика телесности.
Семантика, семиотика, типы знаков, концепция мифологического, симптом как знак и симптом как миф, история представлений о сущности болезни, здоровья и медицинской практики, роль мифологического компонента лечебного процесса, классические и современные мифы о болезни и здоровье.
Semantics, semiotics, the types of signs, the concept of mythological, symptom as a sign and symptom of a myth, history of ideas about the nature of the disease, the health and medical practices, the role of the mythological component of the treatment process, classic and modern myths about the disease and health.
Тема IV. Клинико-психологический аспект нарушений телесности в клинике психических и соматических заболеваний.
Нарушения восприятия болезненных симптомов соматоформные расстройства, феномен плацебо, оценка субъективной эффективности лечебного процесса, комплайнс стратегии.
Distortion of perception of painful symptoms, somatoform disorders, placebo phenomenon, evaluation of subjective efficacy of the treatment process, compliance strategy.
3.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ ЛЕКЦИЙ В ЦЕЛОМ
3.1.1. Базовые учебники:
1. Тхостов А.Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002, - 286 с.
http://log-in.ru/books/psikhologiya-telesnosti-tkhostov-a-sh-obshaya-psikhologiya/
2. Психосоматика. Телесность и культура. // По редакцией В. В. Николаевой, -М., Издательство: Академический Проект, 2009, -320 С.
а) основная литература:
3. Ануфриев А. К. Патология общего чувства и аффективные расстройства. \\ Психосоматические расстройства при циклотимии и циклотимоподобных состояниях. М., 1973, с.8-22.
4. Арина Г.А., Тхостов А.Ш.,. А. Теоретические проблемы исследования внутренней картины болезни. \\ Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психической и соматической патологии. Л., 1990, с.32-38.
5. Барт Р. Избранные работы. М., 1989.
6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
7. Быховская И.М. Homa Somaticos: аксиология человеческого тела. _М., Эдиториал, УРРС, 2000.
8. Быховская И.М Человеческая телесность как объект социокультурного анализа (история проблемы и методологические принципы ее анализа) http://ecsocman.hse.ru/text/18173435/
9. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983 с.
10. Ле Гофф Ж., Трююн Н. История человеческого тела. –М., Текст, 2008,189 с.
11. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. М.,1987.
12. Панин А.М. Диалектический материализм и постпозитивизм. М.: Издательство Моск. ун-та, 1981. 264 с.
13. Тищенко П.Д. Психика и соматические процессы. \\ Общественные науки и эдравоохранение.М.,1987,с.184-194
14. Эглитес И.Р. Сенестопатии. Рига, 1977.465 с.
3.13.1.3. Дополнительная литература:
1. Батай Ж. Внутренний опыт. Спб.: Axioma. МИФРИЛ, 1977. 334 с.
2. Лотман Ю.М. 0 проблеме значений во вторичных моделирующих системах.\\ Труды по знаковым системам. Ученые записки Тартусского Государственного Университета. т. 11. Тарту, 1965, с. 21-59.
3. Подорога В. Феноменология телесности. М. 1994.
4. Фуко М. Воля к истине. М.: Магистериум Касталь, 1996. 448 с.
5. Healing, Magic and Religion. Los Angeles, 1985.
3.2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ ЛЕКЦИЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.2.1. Общий перечень вопросов для самостоятельного изучения студентами:
1. Как вы понимаете ограничения объективного подхода к исследованию телесности человека?
2. В чем специфика телесности человека как варианта высшей психической функции?
3. Какова роль вторичного означения в обосновании права на врачевания?
4. Обоснуйте необходимость учета вторичного означения болезни в построение терапевтической программы.
5. Как связана комплайнс-стратегия пациента со структурой внутренней картины болезни?
6. Опишите требования к субъективно эффективной терапевтической программе.
3.2.2. Темы монографий, эссе, рефератов, проектные задания и др.
1. Семиотический подход к лечебному процессу.
2. Использование принципа дополнительности для создания модели лечебного процесса.
3. Этнография медицины. Психологический анализ традиционных методов лечения.
4. Роль плацебо-эффекта в терапевтическом процессе.
5. Анализ современных медицинских мифов.
6. История тела в средние века.
7. История тела в викторианскую эпоху.
8. Античная история тела.
9. История гигиены.
10. Обратная сторона социализации человеческого тела.
11. Соотношение натурального и культурного в пищевом поведении человека.
3.2.3. Оценочные средства для проведения аттестации по итогам освоения учебной дисциплины. Примерные вопросы к экзамену по всему курсу.
1. Принципы объективного подхода в исследовании телесности.
2. Возможности и ограничения объективного метода в исследовании телесности человека.
3. Онтологическое исключение субъекта.
4. Гносеологическое исключение субъекта.
5. Границы тела.
6. Устойчивость границ тела.
7. Фантом тела и фантомные ощущения.
8. Объективация телесных ощущений.
9. Формирование образа внутреннего и внешнего тела.
10. Проблема верификации телесного ощущения.
11. Феномен «зонда»; тело как универсальный зонд.
12. Формирование «культурного» тела в онтогенезе.
13. Нарушение контроля и произвольной регуляции телесных функций.
14. Язык тела, категоризация интрацептивных ощущений.
15. Вторичное означение болезни.
16. Мифологическая структура лечебного процесса.
17. Психологические факторы эффективности лечения.
18. Обоснование права на врачевание.
19. Когнитивный стиль и эффективность лечебного процесса.
20. Нарушение телесного восприятия при ипохондрических расстройствах.
21. Конверсионные и диссоциативные расстройства как патология культурного тела.
22. Эротическое тело и функциональные сексуальные расстройства.
23. Личностный смысл болезни.
24. Негативный личностный смысл болезни.
25. Позитивный личностный смысл болезни.
26. Конфликтный личностный смысл болезни.
27. Вторичная выгода и личностный смысл болезни.
Проблемные ситуации, психологические задачи:
Представьте себе, что Вам необходимо разработать профилактическую программу. Какие необходимые исследования необходимо сделать для увеличения эффективности этой программы и повышения приверженности к ней
Ключ:
Студент должен дать содержательное описание элементов профилактической программы, которые должны относится к формированию адекватных ожидаемых результатов на уровне чувственной ткани, первичного означения, втроричного означения и личностного смысла его деятельности в рамках следования программе.
Примеры тестовых заданий:
У пациента после операции на ноге возникли фантомные ощущения. Что будет наиболее эффективно для их коррекции:
- ограничение движений
- анестезия
- активная детеятельность культей
- полная неподвижность
На какой руке фантомные ощущения будут более устойчивыми
- на правой
- на левой
- одинаково
- зависит от доминантности полушарий.
Примеры экзаменационных билетов:
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
№ экз. билета 1
Наименование дисциплины «Психология телесности»
1. Устойчивость границ тела.
2. Проблема верификации телесного ощущения.
Зав. кафедрой нейро- и патопсихологии ____________________
2013 г.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
№ экз. билета 2
Наименование дисциплины «Психология телесности»
1. Формирование «культурного» тела в онтогенезе.
2. Нарушение контроля и произвольной регуляции телесных функций.
Зав. кафедрой нейро- и патопсихологии ____________________
2013 г.
3.3.1. Рекомендуемые образовательные технологии
• интерактивные лекции с использованием презентаций;
• разбор конкретных ситуаций;
• демонстрация возможностей психодиагностических методик.
3.3.2. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины:
• технические средства обучения,
• лабораторное оборудование,
• в том числе использование в учебном процессе оборудования, приобретенного по Программе развития МГУ (см. [Приложение 1])
IV. Структура и содержание учебной дисциплины по учебному плану
4.1. Виды учебной работы
№
п/п Наименование
разделов дисциплины Сроки освоения
семестр/
неделя Аудиторные занятия по видам Самостоятельная работа
(СРС) Трудоемкость (академические часы)
лекции Семинары (С) практические
занятия (ПЗ) лабораторные
работы (ЛР)
1. Тема I. Феноменология телесности. 8/1 4 4 8
1.1 Тело как предмет психологии. 8/1 2 2 4
1.2 Размерность человеческого тела. Тело как базовая мера пространственных и временных характеристик человеческого восприятия. 8/1 2 2 4
2. Тема II. Теоретические проблемы психологии телесного восприятия. 8/2 16 16 32
2.1 Основные теоретические положения и экспериментальные подходы к исследованию телесности. 8/2 2 2 4
2.2 Принципы объективного подхода к исследованию телесности 8/2 2 2 4
2.3 Принцип активности в исследованиях телесности человека 8/3 2 2 4
2.4 Исследование телесности в медицине 8/3 2 2 4
2.5 Топология субъекта 8/4 2 2 4
2.6 Культурно-исторический подход к формированию телесности 8/4 2 2 4
2.7 Тело как культурный феномен 8/5 2 2 4
2.8 Пространство культурной патологии 8/5 2 2 4
3 Тема III. Субъективная семантика телесности 8/6 10 10 20
3.1 Основные принципы субъективной интрацепции семантики 8/6 2 2 4
3.2 Значение и смысл телесного ощущения 8/6 2 2 4
3.3 Болезнь как семиотическая система 8/7 2 2 4
3.4 Значение и смысл телесного ощущения 8/7 2 2 4
3.5 Классические и современные мифы о болезни 8/8 2 2 4
4 Раздел V. Клинико-психологический аспект нарушений телесности в клинике психических и соматических заболеваний 8/9 6 6 12
4.1 Внутренняя картина болезни при различных вариантах психических и соматических расстройств и психологические методы коррекции ее нарушений 8/9 2 2 40
4.2 Феномен плацебо и его психологическая интерпретация 8/9
4.3 Психологические факторы субъективной эффективности лечебного процесса и методы ее повышения 8/10 2 2 4
4.2. Формы, виды и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (реферат, коллоквиум, контрольная работа, тесты, эссе и др.).
Количество форм и видов текущего контроля не должно превышать количество тем раздела;
Количество форм и видов промежуточной аттестации не должно превышать количество разделов (преимущественной формой контроля является компьютерное тестирование)
№
п/п Наименование
разделов дисциплины Текущий контроль
Промежуточная аттестация
1 Тема I. Феноменология телесности. Формы Сроки Форма
Сроки
1.1 Тело как предмет психологии.
1.2 Размерность человеческого тела. Тело как базовая мера пространственных и временных характеристик человеческого восприятия.
2. Тема II. Теоретические проблемы психологии телесного восприятия.
2.1 Основные теоретические положения и экспериментальные подходы к исследованию телесности. Контрольная работа, тестирование После 14 лекции
2.2 Принципы объективного подхода к исследованию телесности
2.3 Принцип активности в исследованиях телесности человека
2.4 Исследование телесности в медицине
2.5 Топология субъекта
2.6 Культурно-исторический подход к формированию телесности
2.7 Тело как культурный феномен
2.8 Пространство культурной патологии
3 Тема III. Субъективная семантика телесности
3.1 Основные принципы субъективной интрацепции семантики
3.2 Значение и смысл телесного ощущения Контрольная работа, тестирование После 24 лекции
3.3 Болезнь как семиотическая система
3.4 Значение и смысл телесного ощущения
V. Организационно-методический раздел по курсу лекций
5.1. МЕСТО КУРСА ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (ООП):
• Курс лекций «Психология телесности» относится к базовой части ООП.
• Курс лекций «Психология телесности» имеет логическую и содержательно-методическую связь с предшествующими дисциплинами, практиками, необходимыми для изучения данной дисциплины.
• Требования к «входным» знаниям и умениям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины: курс рассчитан на студентов, получивших базовую подготовку по введению в общую психологию, психологии мотивации и эмоций, вводным разделам общего психологического практикума, патопсихологии, клиничекой психологии, психиатрии.
• Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее: курс является обязательным для студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология», и обеспечивает базовые знания в области клинической психологии для курсов базовой и вариативной частей этих специальностей и освоения специализированных практикумов.
5.2. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА ЛЕКЦИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ:
Курс включает в себя лекционные и самостоятельные занятия. Самостоятельные занятия направлены на проработку литературы, подготовку к контрольным работам.
Итоговые требования к уровню освоения курса изложены в контрольных (экзаменационных) вопросах.
В результате изучения дисциплины студент должен:
ЗНАТЬ:
• Различные определения психологии телесности в отечественной и зарубежной науке.
• Основные разделы психологии телесности.
• Основные исторические представления об эволюции телесных функций
• Основные современные направления психологии телесности.
• Основные модели нарушений соматоформных, диссоциативных и конверсионных расстройств.
• Проблему соотношения психического и соматического и возможности ее решения.
• Проблему специфичности психосоматических расстройств.
• Проблему социализация телесных функций и проблему «культурной» патологии.
• Онтогенетические факторы развития телесных функций.
УМЕТЬ:
• уметь различать методы исследований в психологии телесности;
• уметь обосновать выбор психодиагностических и исследовательских методик, приемы, адекватные поставленной задаче исследования;
• уметь планировать проведение исследования, учитывая возможные ограничения используемых методов;
• уметь адекватно оценивать экологическую валидность используемых методов;
• уметь анализировать эмпирические исследования в области психологии телесности.
• уметь пользоваться базами данных;
• проектировать эмпирические исследования.
ВЛАДЕТЬ
• навыками анализа научной литературы;
• навыками изложения содержания прослушанного курса;
• навыками построения эмпирического исследования.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
В соответствии с образовательным стандартом, самостоятельно устанавливаемым МГУ имени М.В. Ломоносова по соответствующей специальности, указывается наименование и содержание соответствующих компетенций, формируемых в процессе усвоения дисциплины:
универсальные: общенаучные, системные, инструментальные;
профессиональные [Приложение 1].
5.4. СООТНЕСЕНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ЛЕКЦИЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ С ФОРМИРУЕМЫМИ УНИВЕРСАЛЬНЫМИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ
Разделы, темы курса лекций Количество часов Номер компетенции по соответствующему стандарту
См. Приложение
Тема I. Феноменология телесности. 4
Тема II. Теоретические проблемы психологии телесного восприятия. 16
Тема III. Субъективная семантика телесности 10
Тема IV. Клинико-психологический аспект нарушений телесности в клинике психических и соматических заболеваний 6
5.5. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
а) Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования
1. Наличие проектора для показа слайдов.
б) Требования к специализированному оборудованию и программному обеспечению
1. Лицензионное программное обеспечение.
2. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы.
Разработчики курса лекций:
МГУ имени
М.В.Ломоносова, факультет психологии Зав. кафедрой нейро- и патопсихологии,
профессор А.Ш.Тхостов
МГУ имени
М.В.Ломоносова, факультет психологии
Рецензенты:
___________________ __________________ ________________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________ _______________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Внешняя экспертиза:
Эксперты – представители вузов и научных учреждений
Экспертиза на предмет соответствия высокому научно-образовательному уровню с учетом программ ведущих зарубежных университетов
___________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
___________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты – представители работодателей
Экспертиза на предмет использования учебного предмета при инновационном развитии практической деятельности
___________________ __________________ ________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Настоящая рабочая программа учебной дисциплины (лекционный курс) «Введение в клиническую психологию» добрена на заседании Учебно-методического совета факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова от «___» ___________ 201_ г.