Описание:Ключевой концепт курса.«У свободного рынка нет идеологической задачи убить Моцарта» (Э. Неизвестный).
Культура и искусство в условиях перехода российской экономики к рыночным отношениям. Художественно-эстетическая и экономическая ценность искусства. Искусство как специфический товар/услуга. Искусство – предмет символического обмена. Искусство – «наиболее древняя» и «наиболее буквальная форма частного предпринимательства» (И. Бродский). Неоднозначность позиций в отношении процесса коммерциализации социокультурной сферы в России. «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать» (А.С. Пушкин). Предпринимательство как частный способ художественного творчества
Культура и бизнес: общее и особенное, пути взаимодействия. Бизнес – прагматичен, рационален, материально ориентирован, прибылен. Культура – прагматически незаинтересованная сфера человеческой деятельности, затратна, направлена на удовлетворение духовных потребностей.
«Ахиллесова пята» современной российской культуры – культурная политика. Понятие культурной политики.
Бизнес – культуре: модели и технологии управления. Определяющая роль менеджмента, маркетинга, связей с общественностью и рекламы в развитии культуры в условиях рынка. Ассимиляции различных модификаций управленческих технологий в сфере культуры и искусства. Изменение организационных структур и аудит приоритетов. Адаптация коммуникационных технологий управления и продвижения в сфере культуры и искусства. Спонсорство как коммерческая деятельность по продвижению товаров и услуг, технология «захвата» рынка. Спонсорство в развитых странах – коммерческая деятельность, не подлежащая налогообложению. Корпоративная филантропия – технология улучшение имиджа и репутации. Спонсорство как инвестиция в будущее компаний в отличие от вложений в прямую рекламу ( арт-интервенции). Инновационные технологии культуре: аренда. лизинг, копродукционизм в культуре и искусстве. Новые контуры современного арт-рынка: артотеки, арт-резиденции.
Культура – бизнесу: иной стиль и образ жизни, неординарность и креативность мышления, нестандартность решений, возвышение имиджа и укрепление репутации, способность облагораживать непривлекательные, но продуктивные сферы бизнеса. Фандрейзинг. Соотношение спонсорства, благотворительности и меценатства. «Давать деньги – дело нетрудное и по силам каждому. Но решить, кому их дать и сколько, и когда, и на какие цели, и как, – задача нелегкая и не каждому по плечу». (Аристотель). Краудфандинг как модификация фандрейзинга. Современные платформы для краудфандинговой деятельности (planeta.ru и др.) Дж. Сорос: «Удочка - важнее рыбы». Положительный опыт западных стран: США, Великобритании, Франции, Австрии, Италии. Позиция западного бизнеса: «Поддерживая искусство, Вы помогаете своему бизнесу». Вопросы социальной ответственности бизнеса и развитие социокультурных проектов.