Описание:Согласно одному из определений экологии, экология есть наука о взаимодействиях, определяющих распространение и обилие организмов (Krebs, 2001). К этому можно добавить, что в природе организмы существуют в форме популяций, так что приведенное определение непосредственно относится к популяционной экологии. Такое понимание экологии не является бесспорным, поскольку оно неявно предполагает, что биоценоз или экосистема представляют собой «всего лишь» совокупность взаимодействующих популяций и что все проблемы экосистемной экологии могут быть решены путем изучения отдельных популяций и их взаимодействий между собой и с окружающей абиотической средой – точка зрения, имеющая, по-видимому, столько же сторонников, сколько и противников. Оно не является и исчерпывающим, поскольку экосистему можно представить и в ином виде, скажем, как последовательность трофических уровней, связанных между собой потоками вещества и энергии, и поскольку эколога интересуют не только характеристики отдельных популяций, но и характеристики всей экосистемы, например, общая первичная продукция или видовое разнообразие. Однако это определение, по крайней мере, показывает, как велика роль популяционной экологии в экологии в целом.
Слушатели курса получат представление о наиболее фундаментальных вопросах популяционной экологии, с особым вниманием к ее количественным аспектам и современным концепциям, таким, например, как ресурсная теория конкуренции и понятие трэйдоффа. В курсе последовательно рассматриваются модели популяционного роста, основы демографии (понятие когорты, жизненные таблицы), основные межпопуляционные взаимодействия (конкуренция, хищничество), связь популяционной экологии с широким спектром экологических понятий и концепций (концепцией экологической ниши, теорией жизненных стратегий, макроэкологией). Рассматриваются также прикладные аспекты популяционной экологии, прежде всего связанные с охраной редких и исчезающих видов и сохранением биоразнообразия.
Ecology can be defined as a scientific study of the interactions that determine the distribution and abundance of organisms (Krebs 2001). To this, one can add that in nature, the organisms exist in the form of populations, so that this definition directly refers to population ecology. Not all will agree with such definition of ecology, because it implicitly assumes that a biocenosis or an ecosystem is “merely” a collection of interacting populations, and all the problems relevant to ecosystem ecology can be solved by means of studying individual populations and their interactions with one another and the abiotic environment – the point of view which apparently has both ardent supporters and uncompromising opponents. Moreover, this definition of ecology is certainly incomplete because the ecosystem can be understood in a different way, for example, as a range of trophic levels connected by flows of energy and matter, and because ecologists are interested not only in characteristics of individual populations but also in properties of the whole ecosystem such as total primary production or species diversity. What the above definition clearly indicates is that population ecology plays a major role in ecology as a whole.
Students will gain an insight into the most fundamental issues of population ecology, with special emphasis on its quantitative aspects and modern approaches such as the resource theory of competition and the concept of trade-off. We will be dealing with models of population growth, the basics of demography (cohorts, life tables), main interspecific interactions (competition, predator-prey interactions), connections between population ecology and a wide range of ecological notions and concepts (ecological niche, life history theory, macroecology). We will also consider some applied aspects of population ecology, first of all those connected with protection of rare and endangered species and conservation of biodiversity.