Описание:1. Цели освоения дисциплины – познакомиться с философскими, теоретическими основаниями феноменологии и освоить применение феноменологического метода в практиках получения эмпирических данных и психологической помощи.
Задачи:
Теоретический уровень:
1) Познакомить студентов с историей, методологией и философскими основаниями феноменологического метода, логикой неклассического идеала рациональности в науках о человеке;
2) Познакомить студентов со структурой и процедурами феноменологического исследования;
3) Помочь студентам уяснить значение самопознания для использования феноменологического метода в исследовательских и консультативных целях;
4) Познакомить студентов с возможностями феноменологического метода в консультативной практике психолога;
5) Развить у студентов на основании всего выше перечисленного методологическое видение – за каждым методом стоит определенная философская антропология, картина человека.
Практический уровень:
1. Освоить процедуру феноменологического описания для получения эмпирического материала в психологии личности по А.Джорджи;
2. Освоить метод персонального экзистенциального анализа (PEA, Laengle), познакомиться с методом фокусирования Джендлина – наиболее известными в мировой консультативной практике образцами феноменологического метода.
2. Место дисциплины в ООП
Курс в своей теоретической части продолжает и углубляет курсы «Фолософия» (блок «основной вопрос философии», «проблема познания»), «История философии» (блок «философия конца 19-начала 20 века»), «Психология эмоций», «Психология личности», «Методы психологического исследования»; «Методологические основы психологии личности», «Знак и личность», «Культурно-историческая психология личности»; «Психологическая антропология»; «Психология внутреннего диалога»; «Психология переживаний» .
Данная дисциплина предшествует курсам и практикумам: «Психология понимания»; «Психология саморегуляции»; «Психология самосознания»; «Психология фанатизма»; «Психология характера»; «Психосемантика обыденного сознания»; «Психология экспрессивного поведения личности»; «Основы экзистенциального анализа»; «Современные проблемы мотивации и эмоции»»; «Практикум по психологии индивидуальности», «Психология индивидуальности», «Методы эмпирического исследования»; «Теория и практику психологического консультирования».
Входные компетенции студентов:
- уметь анализировать философские тексты;
- знать проблематику кризиса психологии начала 20 века;
- знать особенности номотетического и идиографического подходов к исследованию личности; - ориентироваться в теориях личности;
3. Требования к результатам освоения дисциплины: знать, уметь, владеть
Знать:
- философские положения, на которых основывается феноменологический метод (Брентано, Гуссерль, Хайдеггер, Шелер);
- основные теоретические положения феноменологии;
- предпосылки феноменологического узрения сущности;
- экзистенциально-феноменологическую концепцию эмоций (понимание значения эмоций различного типа, определение первичной эмоции, интегрированной эмоции, контактных и дистантных чувств, фундаментального отношения к жизни, определение ценностей);
- процессуальную модель феноменологического узрения: обхождение со страхом и предубеждениями, интенциональная направленность, впечатление, эпохей);
- значение самопознания в овладении феноменологическим методом, различные подходы к пониманию самопознания.
Уметь:
- представлять переживания личности в соответствии с критериями феноменологического описания;
- выполнять обобщения тем, кодировать утверждения и выделять категории.
Владеть:
-методом персонального экзистенциального анализа (ПЭА) А.Лэнгле как разновидности феноменологического метода в консультировании.