Описание:Курс призван сформировать у учащихся основные знания об анатомическом строении, морфологических адаптациях, биоразнообразии беспозвоночных животных, главным образом - морских и пресноводных, а также дать представление о центральных понятиях зоологии и эмбриологии и ознакомить учащихся с господствующими в данный момент в науке гипотезами о происхождении жизни на нашей планете, о формировании эукариотических организмов, происхождении многоклеточных животных и с другими основными зоологическими теориями.
В рамках курса учащиеся знакомятся с организацией простейших одноклеточных организмов (не относящихся к животным согласно современным молекулярно-филогенетическим концепциям, но традиционно изучаемых в курсе зоологии беспозвоночных), их современной классификацией, многообразием, экологическими характеристиками и ролью в жизни человека. Главным образом в фокусе изучения оказываются базальные группы простейших, знание организации которых способствует пониманию общего хода эволюции различных надцарств живых организмов, а также группы, имеющие большое значение для различных сфер человеческой жизнедеятельности.
Учащиеся знакомятся с основными группами гипотез происхождения многоклеточных животных, учатся сравнительно-анатомическому анализу и приобретают навыки критического оценивания имеющейся научной информации. Блок, посвящённый организации многоклеточных животных, включает два основных раздела: 1) низшие многоклеточные (Prometazoa) и двуслойные многоклеточные (Eumetazoa, Diploblastica) животные, 2) трёхслойные, или целомические, животные (Eumetazoa, Triploblastica). Знакомство с отдельными типами многоклеточных животных проводится в последовательности, соответствующей современным взглядам на эволюцию Metazoa. В рамках первого раздела происходит знакомство с типами Placozoa, Porifera, Ctenophora и Cnidaria. В рамках второго раздела учащиеся знакомятся с типами Chordata, Hemichordata, Echinodermata (Deuterostomia), Arthropoda, Nematoda (Ecdysozoa), Phoronida, Brachiopoda, Bryozoa (Lophophorata), Annelida, Mollusca, Plathelminthes (Trochozoa). Учащиеся выясняют строение животных, знакомятся с морфологическими адаптациями к условиям обитания и экологическими характеристиками изучаемых животных, учатся проводить сравнительно-анатомические параллели и анализировать имеющиеся морфологические данные с учётом дополнительных эмбриологических, палеонтологических и молекулярных данных.
Курс состоит из 16 лекций, 16 занятий малого практикума и 3 факультативных коллоквиумов. На лекциях учащиеся получают, в основном, теоретические сведения о многообразии, биологии, экологии и эволюции изучаемых групп животных. На практических занятиях учащиеся знакомятся непосредственно со строением типичных или базальных представителей изучаемых групп посредством анатомических вскрытий, изготовления временных препаратов отдельных структур, мелких организмов или личинок, изучения постоянных препаратов срезов и коллекционного сухого и влажного материала. В ходе коллоквиумов учащиеся совершенствуют навыки сопоставления полученного фактического материала, владения зоологической терминологией, а также изложения и обоснования сделанных выводов.