Аннотация:Данная дипломная работа посвящена исследованию проблемы власти в «Истории» Фукидида и «Государстве» Платона. Особое внимание при исследовании поставленной проблемы было уделено политическому контексту, а также развитию древнегреческой этики, прежде всего, двум её основным понятиям: ἀρετή («доблесть», «добродетель») и δῐκαιοσύνη («справедливость»). В ходе исследования было установлено, что понимание проблемы власти у указанных древнегреческих авторов тесно связано с их представлениями о природе человека.
В первой главе работы было показано, как изменения в древнегреческой политической и этической системах привели современников Фукидида к представлению, согласно которому основным свойством природы человека () является стремление к власти, к тому, чтобы «иметь больше» (, ). Развитие, имевшее место в древнегреческой этике, способствовало появлению в пятом веке до н.э. представлений, согласно которым польза или благо человека кроется не в следовании государственным законам, а в удовлетворении собственных вожделений. Таким образом, как частное, так и общественное поведение человека определяется стремлением удовлетворить свои желания. Государство и устанавливаемые им законы препятствуют этому стремлению. Человек, стремящийся принести себе пользу, может игнорировать установленные в государстве порядки. Он будет сам устанавливать правила, способные принести ему выгоду. Результатом этих изменений стало ослабление ответственности индивида перед семейной или гражданской общиной, которое в системе древнегреческих ценностей было связано с понятием ἀρετή. Доблесть человека теперь уже не была непосредственно связана с интересами полиса или общины, представителем которой являлся гражданин. Власть должна приносить выгоду сильнейшему (), тогда как на долю слабейшего в этом случае выпадало лишь подчинение.
Политическая философия, базирующаяся на этой этической установке, была широко распространена в кругах афинской элиты в конце V- начале IV века до н.э. и непосредственно переходила в соответствующую политическую практику. В ее основе, как это видно из «Истории» Фукидида, лежало пренебрежение понятием δῐκαιοσύνη, а результатом стала захватническая политика Афин, имевшая своей целью завоевание и подчинение Греции. Как показано в первой главе, эта политика оказалась внутренне разрушительной и закончилась трагическим падением афинского демократического строя.
Вторая глава посвящена исследованию понятия власти в философии Платона. В первом разделе на примере диалогов «Апология Сократа» и «Критон» показано переосмысление Платоном основных этических понятий ἀρετή и δῐκαιοσύνη. В соответствие с новой антропологической установкой под природой человека, в первую очередь понимается его душа. Достижение подлинного счастья возможно только при соблюдении справедливости, укоренённой в человеческой душе. Таким образом, понятие пользы было переосмыслено Платоном. Потворство собственным удовольствиям нарушает порядок, установленный идеей справедливости в душе человека и, тем самым, приносит ему вред. Проживание хорошей (), доблестной жизни () становится невозможным без справедливости (δῐκαιοσύνη).
Предложенное Платоном понимание природы человека определило строение создаваемого им идеального государства. Отрицая всеобщее равенство, Платон не считал, что все люди в равной степени способны следовать идее справедливости. Сословие ремесленников в его государстве стремиться к удовлетворению собственной выгоды и не заботится о всеобщем благополучии. Эта задача ложится на плечи философов, которые, следуя за разумным началом в своей душе, установят в государстве справедливые законы. Власть в их руках должна способствовать улучшению объектов своего воздействия.