Аннотация:Тема:
«Анализ условий, способствующих возникновению состояния "потока"в учебной деятельности у студентов»
Объект исследования: Переживания «потока» в учебной деятельности у студен-тов
Предмет исследования: Зависимость переживания «потока» в учебной деятель-ности от особенностей деятельности преподавателя и взаимосвязь опыта «потока» и осо-бенностей мотивации и личности студентов.
Цели:
1. Провести анализ метода изучения состояния «потока» в зарубежной литерату-ре
2. Исследовать особенности переживания «опыта потока» учащимися в учеб-ной деятельности.
3. Выявить условия, способствующие возникновению состояния «потока», а также препятствующие ему.
4. Наметить способы фасилитации состояние «потока».
Задачи:
1. Проанализировать современное понимание «опыта потока».
2. Проанализировать современные исследования, направленные на изучение «опыта потока» в учебной деятельности.
3. Провести эмпирическое исследование особенностей переживания «опыта по-тока» в учебной деятельности в зависимости от особенностей деятельности преподавате-ля.
4. Проанализировать связь между состоянием «потока» и мотивацией в учебной деятельности
5. Проанализировать связь между состоянием «потока» и личностными чертами
6. Выявить условия, способствующие возникновению состояния «потока», а также препятствующие ему.
7. Наметить способы фасилитации состояния «потока» в учебной деятельности.
8. Перевести опросник «The Flow State Scale» на русский язык
9. Сравнить результаты по состоянию «потоку», полученные во время самой ак-тивности (при ее пребывании) и постфактум, после завершения деятельности.
Данное исследование посвящено изучению условий, влияющих на состояние «потока» студентов в учебной деятельности. Анализ литературы и результаты эксплораторного ис-следования позволили выявить следующие гипотетические условия: (1) особенности стиля преподавания, изучаемые нами с точки зрения наличия обратной связи от преподавателя (то есть активное взаимодействие с аудиторией на вербальном и невербальном уровнях); (2) особенности восприятия студентами преподавателя (насколько преподаватель соответствует идеальному образу по мнению студента); (3) наличие личностного смысла (связь предмета с выбранной студентом специальностью); (4) уровень эмоциональной стабильности студента; (5) место состояния «потока» в мотивационной структуре студента; (6) роль физической ус-талости. Для проверки данных гипотез была переведена и впервые использована методика The Flow State Scale-2JacksonS., EklundR., Martin А., методика мотивации в обучении Т.О.Гордеевой, методика изучения индивидуальных психологических черт личности Г.Айзенка, а также модифицированная методика Дембо-Рубинштейн.
В исследовании приняли участие 136 студентов 1–3-го курсов Российского универси-тета дружбы народов. Для проверки гипотез был организован квазиэксперимент, в рамках которого преподаватель проводил две пары у одной и той же группы в двух стилях - с об-ратной связью и без.
Полученные данные обрабатывались в статистической программе SPSS (20.0.0)
В данной работе были описаны и структурированы результаты зарубежных исследова-ний, выделены практические моменты, которые могут быть использованы для улучшения эффективности обучения. Также был проведен анализ надежности переведенной методики The Flow State Scale-2. По итогам проведенного квазиэксперимента не было получено ожи-даемого результата о продуктивном влиянии обратной связи на занятии на состояние «пото-ка», были проанализированы причины и предложены варианты дальнейшего исследования данного явления. Анализ личностных диспозиций студентов не выявил значимых связей с состоянием «потока: в отличие от воспринимаемого образа преподавателя, специфики само-го предмета и субъективной усталости, которые выявили значимые связи или связи на уров-не тенденций. Также была обнаружена связи элементов «потока» с внутренней мотивацией в обучении.