Аннотация:Нами было подготовлено выпускное квалификационное исследование, посвященное проблемам изучения современной духовной литературы в старшей школе.
Актуальность нашей работы определяется рядом факторов: глубоким нравственным началом современной духовной литературы, открывающимися возможностями, которые предоставляет эта литература для нравственного и патриотического воспитания учащихся, малой изученностью современной духовной литературы при возрастающей популярности среди читателя. Мы считаем необходимым знакомить учащихся с произведениями современной духовной литературы в аспекте духовно-нравственного воспитания на уроках литературы. Также мы должны констатировать недостаточность разработки данной темы в методической науке.
Новизна нашей работы заключается в том, что мы дали определение современной духовной литературе, выбрали и предложили для изучения такие произведения, которые в последнее время привлекли широкое общественное внимание, и в то же время те, которые обладают глубоким нравственным потенциалом, а именно содержат яркий положительный пример, достойный восхищения и подражания.
Дипломная работа состоит из трёх глав. Первая глава «Научно-теоретические основы изучения современной литературы» включает в себя два параграфа. В первом параграфе говорится о литературоведческом изучении духовно-нравственной традиции в древнерусской и русской классической литературе. Во втором параграфе рассматривается современная русская духовная литература как социокультурное явление, а также рассматривается вопрос взаимосвязи и преемственности традиций древнерусской и русской классической и современной духовной литературы.
Вторая глава – «Научно-методические основы изучения духовно-нравственной традиции в современной литературе» - состоит из двух параграфов. В первом параграфе дается психолого-педагогическое обоснование изучения духовной литературы в старших классах и определяется роль духовной литературы в нравственном и патриотическом воспитании школьников. Во втором параграфе анализируются школьные УМК и методические пособия для учителей по изучению русской духовной литературы.
Третья глава «Изучение современной литературы в школе в аспекте духовно-нравственной традиции» состоит из двух параграфов. В первом параграфе представлено тематическое планирование по изучению современной духовной литературы в 10-11 классах, а также конспекты уроков по изучению прозаических текстов («Жизнь как чудо» по произведению Архимандрита Тихона ««Несвятые святые» и другие рассказы», «Божественная комедия XXI века» по произведению протоирея Торика «Димон»). Во втором параграфе предложены уроки, посвященные изучению современной духовной поэзии («Размышления о жизни и о Боге» по стихотворениям З.Миркиной, «Природа – храм?..» по стихотворениям иеромонаха Романа).