Аннотация:То правило, что культурные ценности пользуются защитой во время войны следует из положений Гаагской конвенции 1954 года, которые были не просто дополнены, а в определенной степени поддержаны Дополнительными протоколами 1977 года к Женевским конвенциям 1949 года, Римским статутом Международного уголовного суда 1998 года, а также Вторым протоколом 1999 года к самой Гаагской конвенции. Однако следует отметить, что речь идет о ситуации вооруженного конфликта, по смыслу Женевских конвенций и Протоколов к ним, что собственно и подтверждается положениями Статута МС ООН о том, что умышленное нанесение ударов по зданиям, предназначенным для целей религии, образования, искусства, науки или благотворительности, историческим памятникам, госпиталям и местам сосредоточения больных и раненых, при условии, что они не являются военными целями. Однако по смыслу вышеуказанного регулирования можно не только предположит, но и сделать заключение, что если данные правила регулируют отношения между государствами (в случае ситуации МВК) и в ситуации где только одна сторона государство (ВКНМХ), а объектом такого регулирования являются предметы культурного наследия всех народов, то сложно было бы допустить, что в период проведения контртеррористических операций, которые часто бывают осложнены ситуацией вооруженного конфликта, а часто по своей интенсивности и превосходят его, данное регулирование не действует или действует только в тех обстоятельствах антитеррористического деятельности государств, где квалификация ситуации определяется иными критериями.
Отдельно следует отметить, что к началу ХХI века террористические атаки (в самом широком понимании) стали одной из главных угроз международной безопасности. Тенденция увеличения частоты и масштабов террористических актов, начиная с 2000-х годов отмечается и в резолюциях Совета Безопасности Организации Объединенных наций (СБ ООН). При этом международный терроризм представляет собой чрезвычайно сложное явление, как с точки зрения причин его возникновения и развития, так и с точки зрения борьбы с ним или противодействия ему.
Международный терроризм представляет собой одну из форм борьбы, которая нарушает основные принципы и нормы международного права, которая носит системный, наступательный и массовый характер, используя тактику непредсказуемых атак с целью нагнетания страха и отличающийся бивалентностью объекта воздействия. Преступления, определенные в международном праве как террористические, объединяет то юридическое основание, что все они посягают на безопасность отдельных лиц, общества, государств и мирового сообщества. Иными словами, юридическим основанием для объединения различных преступных посягательств в категорию террористических является то, что они направлены против основ общественной безопасности как составляющей мирового правопорядка.
Анализируя доктринальные подходы к вопросам терроризма можно выделить и «отрицательный» подход к проблеме выработки универсального определения терроризма, согласно которому, наличие определения терроризма не является обязательным условием для противодействия этому явлению.Можно предположить, что перегруженный значением по своей природе термин не поддается усилиям выработать всеобъемлющее и объективное определение терроризма. Свидетельством реализации данного подхода может служить тот факт, что ни в одной из принятых международных конвенций о борьбе с терроризмом не содержится всеобъемлющего определения термина «терроризм», однако, конвенции реализуются на практике. Более того, даже события 11 сентября 2001г. не поставили во главу угла дискуссии о международно-правовом (универсальном) определении террористического акта, а практически единогласно выступили с его осуждением и выразили готовность бороться с любыми проявлениями терроризма.