Организация, в которой проходила защита:МГУ имени М.В. Ломоносова,
Кафедра новой и новейшей истории исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова
Год защиты:2014
Аннотация:Студенческое движение на Кубе в1920-е и начале 1930-х годов прошлого века не было спонтанным всплеском недовольства. Напротив, это был закономерный ответ кубинского общества на те исторические условия, в которых оно оказалось после основания так называемой «неоколониальной республики», а именно: засилье на Кубе американского капитала и практически полное подчинение страны северному соседу; продажность марионеточных правительств и тотальная коррупция; нищета и бесправие подавляющего числа кубинцев; архаичность общественных институтов, прежде всего в сфере образования. Студенчество оказалось в авангарде борьбы кубинского народа за своё освобождение ввиду своего интеллектуального потенциала и огромной пассионарной юношеской энергии. В то же время Позиция студенчества не оставалась неизменной на протяжении всего исследуемого периода, она постоянно изменялась под влиянием внешних факторов (рост или падение экономики, смена политических режимов, усиление или ослабление репрессивных мер и т.д.). Само по себе студенчество было крайне разнородным и в нём находили своё отражение всевозможные политические взгляды, однако доминирующими взглядами на протяжении всего периода оставались антиимпериализм и антиавторитаризм.Студенческое движение на Кубе было частью общелатиноамериканского молодёжного движения первой половины ХХ века и находилось под его значительным влиянием. В то же время оно не было привнесено извне, а зародилось на кубинской почве и имело свои уникальные черты. Главной чертой отличавшей кубинских студентов от их соратников на континенте был ярко выраженный антиимпериалистический и антиамериканский характер протеста, его крайняя политизированность и чувство социальной ответственности. Это было связано с тем обстоятельством, что Куба одной из последних среди латиноамериканских стран добилась независимости от Испании и одной из первых попала в самую сильную неоколониальную зависимость от США.Кубинские студенты использовали весь возможный арсенал средств для достижения своих целей: от агитации и создания дискуссионных клубов до индивидуального террора и вооружённой борьбы. Это ещё одна характерная особенность студенческого движения на Кубе, продиктованная репрессивной политикой властей. Запрет демократических форм протеста на протяжении 12 лет толкал студенчество к радикализации, что вылилось в итоге в создание таких организаций, как Университетский Студенческий Директорат и Левое Студенческое Крыло. Именно эти две организации наиболее полно воплотили в себе основные черты кубинского молодёжного протеста: его радикальность, бескомпромиссность и ориентированность на идеи социальной справедливости. Обе организации сыграли свою положительную роль в деле борьбы за демократизацию кубинского общества.После поражения Революции 1933 года большинство завоёванных позиции были вновь утрачены. Но итоги студенческой борьбы нельзя назвать безрезультатными. Они обогатили кубинское революционное движение бесценным опытом, который был использован в ходе последующей политической борьбы в 1930-е –1940-е годы, а также в ходе подготовки и осуществления Революции 1959 года. Были выкованы революционные кадры, которые впоследствии приняли активное участие в борьбе против тирании Фульхенсио Батисты и заняли достойное место среди строителей новой Кубы. Идеи, заложенные студенческим движением в 1920-е и 1930-е годы, были воплощены в жизнь Революционным правительством после 1959 года, сформировав хорошо известный нам облик Острова Свободы. И сегодня Куба продолжает бороться за своё право быть свободной и независимой. Это страна, где в университетах во всех сферах образования учится более 1 миллиона студентов из 12 миллионов населения. Это страна с самым высоким уровнем образования в Латинской Америке. Современная Куба, верная заветам «университетской революции» 1920 – начала 1930-х гг., не только сделала высшее образование доступным всему населению в столице и в провинции, но и стала образцом для организации народного образования для многих стран Латинской Америки и Карибского бассейна, а также других развивающихся регионов мира.