Аннотация:Диплом Дины Скворцовой посвящен творчеству поэта, который оказал исключительное влияние на немецкоязычную лирику 20 века – вплоть до последних лет у молодых поэтов была в ходу формула «je vertrakelter, desto besser» - и в то же время максимально трудного для интерпретации, непрозрачного, на этом сходятся все многочисленные исследователи Тракля. Главным камнем преткновения в немецкой критике является вопрос о символике у Тракля: очевидно, что есть некий разрыв между изображаемым непосредственно и означаемым, но связи между этими рядами у Тракля подвижны, что крайне затрудняет интерпретацию. На этом фоне работа Дины Скворцовой выделяется тем, что автор исследует художественный мир Тракля, оставаясь внутри поэтического текста, его синтаксиса и грамматики и соотношения образных элементов, не спеша строить гипотезы о «значении» символов. Это позволяет автору сделать доказательные выводы о картине мира, которую выстраивает Тракль, причем выводы эти, как мне кажется, применимы к в целом к поэтике символизма и экспрессионизма, сочетающихся в его творчестве.
Так, проведя анализ преобладающих у Тракля синтаксических и грамматических конструкций, Дина смогла указать направления, в которых Тракль, ценитель и наследник романтической традиции, отходит от романтической поэтики: он отказывается от двуплановости, явленной на образном уровне, то есть от романтической диалектики с ее ипостасями и внутренними границами, от процессуальности, и, следовательно, от идеи непрерывной трансформации мира, равно как и от представления о динамической взаимосвязи элементов, а также от специфичности наблюдающего субъекта и в целом – от игры с формами субъективности (ракурсом, дистанцией, сменой наблюдателя). В его лирике нам предстает мир, цельный на образном уровне (двуслойность возникает только, если мы сознательно переходим в план «означаемого», который не конкурирует и не взаимодействует с текущим образным планом), мир устойчивый, который состоит из пребывающих в себе автономных элементов, связанных только пространственной рядоположенностью (или, если снова перейти в символический план – аналогией), мир, в котором части и атрибуты классического субъекта (одушевленного, волящего) более значимы и определенны, чем субъект, и действуют непроизвольно.
Во второй половине работы предпринята успешная, на мой взгляд, попытка выделить главенствующие в лирике Тракля мотивные комплексы, соотношение которых, собственно, и формирует композицию отдельных стихотворений. Каждый из этих комплексов имеет, как показано в дипломе, вполне определенный идеологический посыл: чувственный мир – это плоть в зените ее возможностей, трансцендентный блаженный мир – это мир духа, в котором плоть растворяется, чтобы жизнь возродилась в новых формах, и, наконец, призрачный мир – это мир плоти, которая сопротивляется умиранию и сохраняется, по Траклю, в уродливых, деградировавших формах.