Аннотация:Исследование связи восприятия музыкальных фрагментов и соответствующих этому процессу психофизиологических процессов является актуальным в силу давно извест-ного потенциала музыки влиять на состояния человека, вызывая различные психофи-зиологические реакции. Еще в конце 19 века И.Р. Тарханов в своих исследованиях вы-явил, что прослушивание мелодий, доставляющих человеку положительные эмоции, способно приводить к смене психофизиологического состояния слушателя: изменениям частоты сердечных сокращений, тонуса сосудов, артериального давления, тонуса цен-тральной нервной системы. В 20 веке В.М. Бехтерев полагал, что при помощи музы-кального ритма возможно установить равновесие в деятельности нервной системы чело-века. В процессы как создания, так и восприятия музыки вовлечены познавательные и аффективные процессы, включая восприятие, мультимодальную интеграцию, обучение, память, синтаксическую обработку, переработку смысловой информации, что делает музыку одним из эффективных инструментов изучения работы человеческого мозга. Восприятие музыки как имеющей сложную фразовую структуру предполагает преобра-зование звуков в какое-либо значение и эмоцию. Различия в степени музыкальных на-выков и в унаследованных индивидуальных способностях осложняют процесс исследо-вания восприятия музыки, вместе с тем предоставляя возможность изучать эффект обу-чаемости и пластичности областей головного мозга, декодирующих музыку. Встречаясь повсеместно, музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни и оказывает свое воздействие на его психофизиологическое состояние ежедневно. Повторяющиеся много раз мелодии и гармонии сохраняются в памяти слушателей, вызывая соответст-вующим им эмоциональные реакции. В случае искажения привычных гармоний или ритмических рисунков можно ожидать изменения эмоциональных реакций индивида на данный музыкальный фрагмент, определяемые рядом факторов, среди которых степень искажения музыки и музыкальные навыки слушателя.
Гипотеза данного исследования строится на предположении о том, что получение музыкального образования отражается за счет процессов пластичности мозга на пере-стройке функциональных систем, связанных с восприятием музыки, что сказывается на повышении слуховой чувствительности, в частности чувствительности к диссонансам, и приводит к более глубокой обработке поступающих слуховых сигналов при восприятии музыки. В связи с этим ожидается, что при восприятии дисгармоничных музыкальных фрагментов эмоциональные реакции испытуемых с музыкальным образованием, выра-жающиеся в процессах активации на уровне периферической и центральной нервной системы, будут более выражены, чем реакции лиц без музыкального образования.
Объект исследования: 26 испытуемых в возрасте от 18 до 29 лет, разделенные на 2 группы: 13 участников с музыкальным образованием (8 женщин, 5 мужчин) и 13 участ-ников без музыкального образования (6 женщин, 7 мужчин).
Предмет исследования: изменения физиологических параметров (ЭКГ: ЧСС (уд./мин.), ФПГ: АСВ (pm); КГР: длина волны КГР (у.е.); ЭЭГ: индекс альфа /бета1-активности в лобных (F3, F4) и теменных (P3, P4) отведениях при предъявлении музыкальной стимуляции с гармоничными и дисгармоничными фрагментами музы-кальных произведений.
Цель: выявление закономерностей эмоционального реагирования на дисгар-моничные музыкальные фрагменты в сравнении с гармоничными у людей, получивших музыкальное образование, и у лиц без музыкального образования.
Задачи:
• Анализ литературных данных о мозговых механизмах восприятии музыки, взаимосвязи эмоций и восприятия музыки, особенностях мозговой организации воспри-ятия музыки у музыкантов;
• Разработка сценария исследования, включающая создание стимуляции, соот-ветствующей цели исследования;
• Проведение сценария в группах лиц с музыкальным образованием и без му-зыкального образования;
• Обработка данных, полученных при регистрации показателей периферической нервной системы и электрических активности мозга;
• Выявление закономерностей эмоционального реагирования при восприятия гармоничных и дисгармоничных музыкальных фрагментов в группах лиц с музыкаль-ным образованием и без музыкального образования.