Аннотация:АННОТАЦИЯ
Ключевые понятия работы
Произвольное внимание, Синдром дефицита внимания и гиперактивности, СДВГ, Движения глаз.
Цель исследования
Изучение индикаторов произвольного внимания в норме и при нарушениях, у детей младшего школьного возраста.
Методологические основы исследования
Теории Е.Н. Соколова, исследования Р.И.Мачинской, исследования Ж.М.Глозман.
Объект и предмет исследования
Объект - корреляты произвольного внимания,
Предмет – поведенческие, периферические, электроэнцефалографические показатели испытуемых, связанные с вниманием.
Методический аппарат и диагностический инструментарий
Электроэнцефалография (Brain Products: BrainVision), регистрация движений глаз (SMI RED500), беседа, опрос.
Основные выводы по результатам работы
В ходе данной работы был выявлен ряд психофизиологических индикаторов произвольного внимания, проявляющихся на различных уровнях функционирования организма:
- У здоровых детей и у детей с СДВГ различаются: соотношения тета/бета ритмов, латентности N170 и скорости фиксации взгляда на значимом стимуле, даже в отсутствии дистракторов.
- У детей с наиболее выраженными системными нарушениями наблюдаются отличия от здоровых детей сразу по ряду критериев: поведенческие нарушения; функциональные трудности поддержания внимания, отражающиеся на латентности поздних компонентов вызванных потенциалов и движениях глаз; биохимические нарушения, проявляющиеся как отличия по спектральным характеристикам.
- Таким образом, эти характеристики (латентность N170, скорость фиксации взгляда, частично – латентность Р300) можно использовать наряду с соотношением тета/бета ритмов для комплексной диагностики нарушений внимания;
ABSTRACT
Key worlds
Voluntary attention, attention deficit hyperactive disorder, ADHD, eye movements.
The purpose of the study
The aim of this study was to investigate indicators of voluntary attention in norm and pathology in primary school age children.
Methodological basis of the study
E. N. Sokolov’s theory, R. I. Machinskaya’s researches, J. M. Glozman’s researches.
Object and subject of the study
Object - correlates of voluntary attention,
Subject - behavioral, peripheral, electroencephalographic parameters associated with attention.
Methodological apparatus and diagnostic tools
Electroencephalography (Brain Products: BrainVision), eye movement registration (SMI RED500), conversation, survey.
Main conclusions of the study
The following features and indicators of voluntary attention were identified:
- Differences between healthy and ADHD children: the ratio of theta/beta rhythms, latency of N170 and speed of fixation on a significant stimulus, even in the absence of distractions.
- In children with the most severe disorders, there are deviations at different levels of the functional system: behavioral disorders; functional difficulties in maintaining attention, affect the latency of the late components of evoked potentials and eye movements; biochemical disorders, manifested as differences in spectral characteristics.
- Thus, these characteristics (latency N170, rate of fixation of sight, partially – latency P300) can be used along with the ratio of theta / beta rhythms for the complex diagnostics of attention disorders;