Аннотация:Актуальность темы исследования определяется тем, что каждый человек в жизни может находиться в состоянии стресса. Стресс может проявить себя по-разному, для каждого человека он индивидуален, несмотря на общие закономерности, лежащие в его основе. У студентов, находящиеся в состоянии постоянной нагрузки, информационного и экзаменационного стресса, стресс может проявляться крайне разнообразно, имея в своей основе различные причины и внутренние детерминанты. Данная тема актуальна потому, что каждый из нас когда-то был студентом, и у каждого из нас проявлялся стресс в разных формах, и не многие понимали себя в данный момент, не могли проанализировать, чем вызван стресс, как он развивается, почему происходит и как с ним бороться. Стресс обладает не только внутренними проявлениями, но и внешними, оказывает влияние на успеваемость, психологическое благополучие и физическое здоровье студента. Одной из внутренних причин склонности к стрессу является сфера отношения к себе и к учебе. В связи с этим, самоотношение можно рассматривать, как фактор устойчивости к стрессу у студентов. Причина большей устойчивости к стрессу лежит во внутренних личностных факторах, именно особенности самоотношения могут участвовать в формировании конструктивного совладания со стрессом у студентов, что, несомненно, определяет актуальность темы: «Самоотношения как детерминанта стрессоустойчивости у студентов».
Объект исследования: самоотношение у студентов.
Предмет исследования: самоотношение в основе стрессоустойчивости у студентов.
Цель исследования: выявить специфику самоотношения как детерминанты стрессоустойчивости.
Гипотезы исследования:
- показатели самоотношения связаны со стрессом и стрессоустойчовостью;
- существуют различия между студентами с разными уровнями стресса и стрессоустойчивости в показателях самоотношения.
Цель работы и выдвинутая гипотеза обусловили постановку следующих задач:
1) провести теоретический анализ проблемы самоотношения в основе стрессоустойчивости у студентов;
2) разработать программу исследования самоотношения в основе стрессоустойчивости у студентов;
3) оценить показатели самоотношения у студентов;
4) провести диагностику уровня стресса и стрессоустойчивости у студентов;
5) провести анализ особенностей самоотношения у студентов с разными уровнями стресса;
6) провести анализ корреляционных связей стресса, стрессоустойчивости и самоотношения.
В работе были использованы следующие методы и методики: теоретический анализ, систематизация теоретических и эмпирических данных, тестирование при помощи психодиагностических методик в бланковой форме:
- Методика исследования самоотношения (МИС),
- Шкала психологического стресса PSM-25 (оригинальная версия – Lemyr, Tessier & Fillion, 1990; русскоязычная адаптация Н.Е. Водопьянова),
- Тест на определение стрессоустойчивости (Психология личности. Н.В. Киршева и Н.В. Рябчикова).
В исследовании приняли участие 12 человек – 2 курс, студенты педагогического колледжа №2 и 20 человек 4 курса Пребрежный аграрный колледж (Филиал ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского). Всего 32 человека.