Аннотация:Актуальность темы исследования определяется рядом факторов: во-первых, нестабильностью экономической и социально-политической ситуации в современном российском обществе, постоянно меняющимися условиями жизни каждого человека, многообразием идеологических установок, плюрализмом мнений, что требует от человек постоянного самоопределения, осложняя процесс профессионального определения. Во-вторых, необходимостью определять свое отношение не только к процессам, происходящим в обществе и в его собственной жизни, но и к своему непосредственному окружению – той общности, к которой он принадлежит. Необходимостью обладать умениями отстаивать собственные ценности, брать на себя ответственность за реализацию их в своей жизнедеятельности, то есть выстраивать свою позицию. В-третьих, молодые люди, оканчивающие школу и вступающие в самостоятельную жизнь, часто не готовы к разрешению этой задачи. Выбор молодыми людьми будущей профессии происходит зачастую стихийно, под влиянием случайных, сиюминутных факторов и условий. В психологическом плане это связано, прежде всего, с недостаточным осознанием и пониманием старшими школьниками собственных целей и ценностей, неспособностью прогнозировать связь профессиональной деятельности с качеством жизни и самочувствием. Однако именно профессия может доставить человеку истинную радость, удовольствие и удовлетворение, в связи с этим проблема психологических факторов выбора профессии является значимой в современном мире, что, несомненно, определяет актуальность темы данного исследования: «Направленность личности старшеклассника как фактор выбора профессии».
В настоящие время процесс выбора профессии у учащихся старших классов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, социологи, педагоги изучают различные особенности этого процесса, трудности, с которыми приходится сталкиваться молодым людям при выборе будущей профессии. Исследованиям в данном направлении посвящены работы следующих авторов, таких, как: К.М. Гуревич, Э.Ф. Зеер, Е.П. Ильина, Е.А. Климов, Л.М. Митина, О.Г. Носковой, А.А. Реан, Э.Э. Сыманюк и др.
Объект исследования: психологические особенности личности старшеклассника.
Предмет исследования: психологические факторы выбора будущей профессии у старшего школьника.
Цель исследования: провести анализ направленности личности старшеклассников при выборе профессии.
Гипотеза исследования: выбор профессии старшеклассников связан с психологическими факторами (направленностью, интересами, мотивами).
Цель работы и выдвинутая гипотеза обусловили постановку следующих задач:
1) проанализировать теоретические источники по проблеме психологических факторов выбора профессии у старшеклассников;
2) подобрать методическую базу исследования, определить категорию испытуемых;
3) провести оценку профессионального типа старшеклассников;
4) проанализировать интересы и профессиональные предпочтения старшеклассников;
5) провести диагностику направленности личности старшеклассников;
6) анализ психологических факторов выбора профессии в аспекте профессионального типа.
В работе были использованы следующие методы и методики: теоретический анализ, систематизация теоретических и эмпирических данных, тестирование при помощи психодиагностических методик в бланковой форме: дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО), «Карта интересов» Е.А. Климова, методика «диагностика направленности личности Б. Басса» (ориентационная анкета) и анкета «Мотивы выбора профессии».
В исследовании приняли участие школьники старших классов средней образовательной школы города Краматорска, Донецкой области (Украина) в возрасте 15-16 лет (учащиеся 10-ого класса) и школьники в возрасте 16-17 лет (учащиеся 11-ого класса). Общий объем выборки составили 44 человек (10 класс – 24 человека, 11 класс – 20 человек).