Аннотация:Данная работа является первым российским научным исследованием феномена чувства некомпетентности в опыте начинающих психологов-практиков. Его теоретическая значимость состоит в составлении сущностного описания чувства некомпетентности и различных контекстов его проявления. Практическая значимость состоит в выявлении факторов, оказывающих влияние на формирование и развитие чувства компетентности и готовности к психологической практике у начинающих гештальт-терапевтов.
В ходе данного исследования была определена высокая значимость чувства некомпетентности в период формирования готовности к профессиональной деятельности: во-первых, это важный показатель, представленный во внутреннем плане субъекта профессиональной деятельности, имеющий когнитивно-аффективное и телесное выражение, сила которого служит сигналом о состоянии его готовности к активным действиям в профессиональной сфере. Во-вторых, различные феноменологические проявления чувства некомпетентности (в разных контекстах, сопровождаемые разными эмоциональными оттенками) сигнализируют о проводимой личностью внутренней работе, о решении внутренней задачи на выбор компетентного, профессионального действия, адекватного текущей ситуации. В-третьих, это источник важной информации о том, каких знаний и навыков не хватает начинающему гештальт-терапевту, и о том, какие темы нуждаются в проработке в рамках личной терапии с целью развития профессиональной и личностной устойчивости. Таким образом, была достигнута цель исследования, а именно было выявлено и описано чувство некомпетентности, которое переживают начинающие гештальт-терапевты на этапе профессионального старта в роли практикующего психолога, был проведен анализ структуры данного переживания и определены различные контексты, в которых оно может проявляться. Также были представлены выявленные факторы развития чувства некомпетентности и готовности к частной практике, дано понимание того смысла, которое оно имеет для профессионального роста начинающего психолога-практика.
Перспектива развития данной темы представляется нам в исследовании особенностей переживания чувства некомпетентности в сопоставлении с моделью цикла контакта, которая используется в описании профессионального развития гештальт-терапевта.Также представляет интерес изучения возможных различий в переживании чувства некомпетентности представителями разных психолого-практических направлений, например, в зависимости от степени объективированности метода. В целом, тема переживаний практических психологов и их связь с качеством и эффективностью профессиональной деятельности, в особенности на начальных этапах профессионализации, требует более обширного изучения.