Аннотация:Многие детали машин в процессе работы испытывают действие переменных во времени напряжений. Если эти напряжения превышают определенный уровень, то в металле детали начинают происходить необратимые изменения, которые приводят к образованию трещины. Трещина, постепенно развиваясь, в конце концов, вызывает быстро протекающее разрушение детали. Это явление называется усталостью. Наибольшее значение максимального напряжения цикла, которое может выдержать образец без разрушения до заданного числа циклов, называют пределом выносливости. В настоящее время разработаны эффективные технологические методы, позволяющие повысить пределы выносливости и срок службы деталей. Одним из таких методов является поверхностное упрочнение (наклеп роликами или дробью, азотирование, поверхностная закалка). Ранее был разработан способ определения коэффициента эффективности упрочнения, характеризующего влияние поверхностного упрочнения на сопротивление усталости и было показано увеличение увеличение, что и объясняет применение наклепа на практике. Нередко, в процессе изготовления или транспортировки детали подвергаются случайным силовым воздействиям, например, однократному изгибу.
В настоящей работе предложен метод определения подобного коэффициента, где задается предел выносливости упрочненного образца после однократно приложенного изгибающего момента М.