Аннотация:Исследование посвящено изучению роли увлеченности работой как позитивного феномена, формирующегося в процессе профессионального развития, в предотвращении развития профессионально-личностных деформаций и сохранении здоровья у педагогов средней школы. Научная актуальность разработки данной проблемы обусловлена дефицитом исследований и недостаточной неразработанностью проблемы изучения позитивных психических феноменов и состояний, характерных позитивного вектора профессионального становления специалиста. Кроме того, знания о факторах развития и последствиях негативных феноменов не дают полной картины о функционировании психической деятельности работающего человека, и, соответственно, не могут предоставить информацию эффективности функционирования копинг-ресурсов у педагогов с высокой степенью увлеченности работой. Практическая актуальность исследования вызвана необходимостью разработки эффективных прикладных технологий поддержки работоспособности и сохранения здоровья в современных динамичных условиях труда, требующих гибкого оперативного реагирования на постоянно изменяющиеся требования рабочей среды. Объект исследования: отношение к работе у педагогов общеобразовательных школ; предмет исследования: увлеченность работой как формирующийся в процессе работы позитивный психологический феномен. Задачи исследования: (1) выявление особенностей выраженности феномена увлеченности у педагогов с разной степенью профессионального выгорания; (2) выявление эмпирических типов сочетания выраженности увлеченности и профессионального выгорания; (3) выявление типичных стратегий и моделей совладающего поведения у педагогов с разной степенью увлеченности работой; (4) оценка степени эффективности функционирования копинг-ресурсов у педагогов с высокой степенью увлеченности работой. По итогам проведенного эмпирического исследования были получены следующие выводы: (1) у обследованных педагогов с высоким уровнем выгорания все показатели увлеченности (энергичность, энтузиазм, поглощенность) выражены в меньшей степени, чем у их коллег с низким уровнем выгорания; (2) увлеченность как позитивный аффективно-мотивационный феномен, может служить некоторым энергетическим резервом, приносящим удовлетворение от своей работы и препятствующим развитию профессионального выгорания; (3) «увлеченные» педагоги склонны воспринимать свою профессиональную деятельность как менее нагруженную такими типичными неблагоприятными состояниями как утомление, монотония, пресыщение и стресс в отличие от их «неувлеченных» коллег; (4) у увлеченных работой педагогов отсутствуют признаки профессионального выгорания, что позволяет рассматривать увлеченность работой как феномен, предотвращающий развитие выгорания и сохраняющий профессиональное здоровье педагогов; (5) педагоги с высоким уровнем увлеченности работой склонны использовать конструктивные стратегии преодоления стрессов (вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, осторожные действия) и стратегии проактивного совладающего поведения (рефлексивное совладание, стратегическое планирование, превентивное совладание), что в свою очередь способствует сохранению профессионального здоровья учителей; (6) выявлены эмпирические типы сочетания выраженности увлеченности и профессионального выгорания, которые отражают сложность и неоднозначность взаимосвязи увлеченности работой и профессионального выгорания; выявлена взаимосвязь увлеченностью работой и редукции личных достижений - увлеченные педагоги имеют низкие показатели редукции личных достижений, что может свидетельствовать о роли увлеченности в предотвращении развития данного компонента выгорания.