Защита гражданского населения, гражданских объектов и культурных ценностей в период вооруженного конфликта на юго-востоке Украиныдипломная работа (Магистр)
Аннотация:В конце ХХ - начале XXI века возросла большая вероятность прохождения вооруженного конфликта в рамках одного государства, это стало возможно в следствии религиозных политических, или этнических противоречий внутри обществ или в рамках территорий. При исследовании конфликта на юго-востоке Украины, возникают множество проблем, связанных, например, с квалификацией данного конфликта, определением сторон конфликта, моментом начала конфликта, а также отсутствием четкой позиции международных организаций, чья деятельность направлена на урегулирование сложившихся конфликтных ситуаций.
В результате проведенного исследования автор пришел к следующим выводам:
Во-первых, сложившуюся ситуацию на юго-востоке Украины, сопряженную с применением оружия и ведением боевых действий, с точки зрения норм право вооруженных конфликтов следует считать вооруженным конфликтом немеждународного характера, так как противоборствующими сторонами выступают, по нашему мнению, Донецкая и Луганская Народные Республики, с одной стороны, и государство Украина, с другой. Началом конфликта следует считать 14 апреля 2014 - момент подписания Указа «О неотложных мерах по преодолению террористической угрозы и сохранению территориальной целостности Украины», на основании которого началась антитеррористическая операция.
Во-вторых, в настоящий момент сложившаяся на юго-востоке Украины ситуация уже попала в поле зрения Европейского Суда по правам человека. На настоящий момент ЕСПЧ снял с рассмотрения более 100 индивидуальных жалоб против Украины о последствиях обстрелов на Донбасе из-за несоблюдения требований Европейской Конвенции о приемлемости, а в деле Хлебник против Украины Суд пришел к выводу, что украинские власти сделали все, что в их силах в отношении защиты права на справедливое судебное разбирательство в течение разумного времени, в контексте военных действий, влияющих на восточную Украину. Относительно межгосударственных жалоб, которые в настоящий момент находятся на рассмотрении Большой Палаты Суда, можно предположить, что ЕСПЧ в отношении России будет ориентироваться на применение экстерриториального действия ЕКПЧ и на свою собственную практику дел Луизиду против Турции, ряду дел против Молдовы и России, Чигаров и другие против Армении, которые связаны с установление «контроля» в том числе и эффективного, осуществляемого одним государством против другого. При этом доказательства в Суде потребуют факты финансирования со стороны России самопровозглашенных республик ДНР и ЛНР, влияния России на администрацию ДНР и ЛНР, а также планирования каких-либо военных операций на территории подконтрольной ДНР и ЛНР и влияния на отдельных лиц, осуществляющих властные полномочия в рамках ДНР и ЛНР.
В-третьих, серьезные опасения вызывает многочисленные жертвы среди гражданского населения в зоне конфликта. По данным ООН с момента начала вооруженного противостояния на юго-востоке Украины жертвами стали свыше 30 тысяч человек, из которых свыше 10 тысяч погибли (включая гражданское население, украинских представителей силовых структур и повстанцев). Опасность для населения вызвана в основном неизбирательными обстрелами жилых районов из крупноколиберного оружия и применением мин ловушек. Для предотвращения сложившийся ситуации, по моему мнению, необходимо предпринять ряд мер: во-первых, прекратить использование вооружений калибром свыше 100 миллиметров; во-вторых, создать национальный орган и центр по вопросам разминирования территорий; в-третьих, усовершенствовать и повысить безопасность пересечения линии соприкосновения на контрольно-пропускном пункте на линии соприкосновения сторон. Многочисленные разрушения гражданских объектов также влекут за собой целый ряд проблем, таких как обеспечение права на судебную защиту и наличие параллельных юрисдикций при судебной защите права собственности. Для решения указанных проблем необходимо, по моему мнению, обеспечить создание механизма, который мог бы позволить восстановить документы, утеря которых произошла в результате ведения боевых действий, по аналогии с существующим механизмам в государстве Украина. Вопросу защите культурных ценностей следует уделить большее внимание, в частности, допустить к работе Специальную Мониторинговую миссию с целью оценки ситуации и ведения реестра и создать специальные комиссии по вопросам защиты культурных ценностей.