Социальное содержание концепции “ мирного возвышения” Китая и ее развитие в выступлениях Си Цзиньпина в ООН» (The social content of the concept of “peaceful elevation” of China and its development in XI Jinping’s speeches at the United Nations)дипломная работа (Магистр)
Аннотация:Актуальность работы связана, во-первых, с той ролью, которую играет Китай в современном мировом развитии (и которая сегодня особенно заметна в свете торгово-экономического конфликта между КНР и США), а во-вторых, с теми изменениями, которые были внесены во внешнеполитическую стратегию Китая при Си Цзиньпине.
Объект исследования - концепция «мирного возвышения Китая», ее истоки, история формирования.
Предмет исследования - социальное содержание концепции «мирного возвышения Китая» и ее влияние в выступлениях Си Цзиньпина в ООН.
Цель работы - исследуя концепцию «Мирного возвышения Китая», объяснить ее структуру, а также показать, как действия правительства КНР на ее основе влияют на роль Китая в современном мире.
Задачи работы:
• Выявить истоки концепции «Мирного возвышения Китая»
• Проследить путь развития КНР на разных этапах реализации данной стратегии
• Изучить влияние данной конепции на развитие мирового сообщества
• Провести анализ действий правительства КНР и, в частности, председателя КНР — Си Цзиньпина, которые привели к столь высоким темпам роста национальной экономики и политического статуса.
Не представляя собой фундаментального отклонения от прежней политики, ядро нового внешнеполитического мышления при Си Цзиньпине можно определить как «мирный подъем 2,0». В целом, «мирный подъем 2.0» имеет три ключевых атрибута.
Во-первых, решимость защищать национальные интересы Китая с применением силы. Заявления Си предполагают, что Китай не будет жертвовать своими основными национальными интересами ради поддержания мира. Во-вторых, приверженность Китая политике «мирного развития» стала условной и основана на взаимности. Как заявил Си Цзиньпин: «не только Китай должен придерживаться мирного пути развития; но другие страны также должны взять на себя обязательство идти по пути мирного развития ». В-третьих, «мирный подъем 2.0» - это более активный и скоординированный подход к созданию и формированию стабильной внешней среды, которая служит внутреннему развитию Китая. Это отражено в акценте Си на важности «дизайна высшего уровня» во внешней политике.
Говоря о взаимовыгодном сотрудничестве и сосуществовании, необходимо упомянуть о выступлении Си Цзиньпина на Генеральной Ассамблее ООН в 2015 году, где он объявил о создании фонда развития под эгидой ООН размером в 1 миллиард долларов и выделении еще восьми тысяч военнослужащих для миротворческих операций Организации.
Призывая страны к сотрудничеству, Си Цзиньпин утверждал, что успех дальнейшей программы развития мирового сообщества «на 10% зависит от развертывания этой программы и на 90% – от ее реализации», поэтому от всех стран требуется осуществлять сотрудничество с учетом взаимного выигрыша.
Си Цзиньпин также подчеркнул, что всем странам необходимо отвергать менталитет «холодной войны» во всех ее проявлениях. По его словам, необходимо повысить роль ООН и Совета Безопасности в деле прекращения конфликтов и поддержания мира при использовании подходов мирного урегулирования споров и применению принудительных мер, чтобы «вражда уступала (место) дружбе».
Необходимо особо отметить заявленные председателем Китая Си Цзиньпином на Ген-ассамблее ООН 28 сентября 2015 года три инициативы в поддержку ООН:
• Китай создаст Фонд мира и развития Китая под эгидой ООН с бюджетом в 1 млрд долларов сроком на 10 лет;
• Китай создаст постоянный контингент в составе 8 тыс. миротворцев для миротворческих операций ООН;
• в ближайшие 5 лет Китай выделит Африканскому союзу 100 млн долларов в качестве безвозмездной военной помощи.
Таким образом, можно заключить, что в процессе выступлений председателя КНР Си Цзиньпина в ООН концепция «мирного возвышения» Китая получила свое развитие. Каждый из тезисов, заявленных Си, шел в строгом соответствии с принципами рассматриваемой в работе концепции, и Китай настроен на единение и сотрудничество с другими странами в целях продвижения глобального развития, модернизации общества и сохранения окружающей среды.
Более активный и уверенный внешнеполитический подход нового китайского руководства при Си Цзиньпине получил дальнейшее отражение в ряде конкретных инициатив, направленных на формирование внешней среды в пользу Китая.
Среди них две инициативы заслуживают особого внимания. Первая - это концепция «нового типа отношений великой державы». Он был разработан по сути, хотя и не исключительно, для управления очень сложными китайско-американскими отношениями.
По словам государственного советника Ян Цзечи, «новый тип отношений великой державы» будет определяться тремя основными характеристиками: первая - «неконфликтная и неконфронтационная»; вторая - «взаимное уважение» различных политических систем и основных интересов друг друга; и третий - «взаимовыгодное сотрудничество».
Еще одной заметной дипломатической инициативой Си Цзиньпина является концепция «сообщества общей судьбы», которая была разработана с целью укрепления отношений Китая с широким кругом стран в целом и его отношений с соседними странами в частности.
Несмотря на более амбициозную и активную дипломатическую позицию Пекина, новое руководство при Си Цзиньпине сталкивается с большими проблемами, чем их предшественники, в управлении внешними отношениями Китая. В частности, в Азиатско-Тихоокеанском регионе по ряду причин Китай может столкнуться со все более неблагоприятными региональными условиями в ближайшее десятилетие.
Однако, возможно, более фундаментальная проблема, с которой столкнулся Си Цзиньпин - это «дефицит электроэнергии» в Китае. Несмотря на растущее экономическое развитие и растущую военную мощь, возможности Китая по формированию внешней среды и влиянию на поведение других стран в регионе явно ограничены.