Аннотация:Работа посвящена оформлению в упрощенном порядке прав граждан на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества или, как назвали данный порядок в СМИ, «дачной амнистии». Суть упрощенного порядка в том, что государство предоставляет гражданам возможность зарегистрировать объекты недвижимости, которыми фактически обладают граждане, но право собственности на которые не зарегистрировано в силу отсутствия документов, необходимых для регистрации (документы могли изначально не оформляться, быть впоследствии утеряны или же не соответствовали законодательству по форме и содержанию).
Данная тема является актуальной в силу того, что, во-первых, за время действия института в упрощенном порядке было зарегистрировано более 13 млн. объектов недвижимости и данная цифра, по мнению разработчиков «дачной амнистии» не является пределом. Во-вторых, тема важна в связи с тем, что интерес в существовании и дальнейшем развитии упрощенного порядка регистрации прав граждан имеет как государство, так и граждане. Государство в результате действия «дачной амнистии» получает возможность расширить круг налогооблагаемых объектов и, соответственно, увеличить поступления в бюджет; граждане - наследовать, отчуждать и иным образом распоряжаться принадлежащими им объектами, а в случае изъятия земельного участка для государственных нужд - получить возмещение. Опыт института уникален, так как не имеет аналогов в мире.
Законодательной базой для развития института стал Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», которым были внесены изменения в большое количество иных законов.
Основные направления исследования были направлены на:
1) Определение перечня и содержания документов, необходимых для оформления в упрощенном порядке права собственности на земельный участок, на здания и сооружения, расположенные на земельных участках, а также на земельный участок, в случае, когда у гражданина имеется только право собственности на здание или сооружение, расположенное на таком участке.
2) Выяснение отношения законодателя к процедуре межевания и возникающей в связи с этим возможности по увеличению изначальной площади земельного участка за счёт так называемой «прирезки».
3) Изучение особенностей оформления прав граждан на здания и сооружения на основании декларации, последующего усложнения данного порядка и причин, изменивших отношение законодателя к декларативному порядку.
4) Анализ изменений, вносимых в законодательство «о дачной амнистии» Федеральным законом "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 N 340-ФЗ и связанных с усложнением порядка регистрации прав и досрочным завершением «дачной амнистии».
Стоит отметить, что тенденции развития «дачной амнистии» неоднозначны. 1 марта 2019 года действие дачной амнистии было почти полностью прекращено, однако 14 мая 2019 года в Государственную Думу был внесен законопроект, которым предполагается возобновить и продлить действие института до 1 марта 2022 года. С высокой долей вероятности, законопроект будет принят.
Таким образом, многолетний опыт применения «дачной амнистии» говорит о необходимости дальнейшего развития упрощенного порядка регистрации прав на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества как на уровне совершенствования законодательного регулирования, так и на уровне научных работ. Это поможет не только приумножить достигнутые положительные результаты, но и решить уже выявленные проблемы.