Организация, в которой проходила защита:МГУ имени М.В. Ломоносова,
факультет педагогического образования
Год защиты:2019
Аннотация:Магистерская диссертация Ли Минхань посвящена чрезвычайно актуальной в свете набирающих темпы процессов глобализации и интернационализации образования теме – поиску путей повышения привлекательности рынка образовательных услуг КНР.
Магистрант справедливо указывает, что усиливается конкуренция за лидерство в мировой системе образования. Данный фактор в сочетании с провозглашенной Председателем КНР Си Цзиньпином целью «построить мощную державу с сильной системой образования» способствовали быстрому росту рыночной емкости индустрии образования. Однако, как указывает магистрант, хотя некоторые китайские университеты успешно конкурируют с вузами многих стран мира и занимают высокие места в рейтингах, по-прежнему остро стоит вопрос изменения структуры приема, в первую очередь за счет повышения доли иностранцев, обучающихся на уровнях выше бакалавриата.
Поставив цель сформулировать рекомендации – как выстроить стратегию повышения привлекательности рынка образования своей страны, в первой главе «Анализ текущего состояния и потенциал развития китайского рынка образовательных услуг» магистрант дает характеристику динамики роста по годам и структуре обучения иностранцев в вузах на разных этапах после создания КНР. Большое внимание в главе уделено описанию тех потенциальных возможностей, которые перед иностранными студентами открывает новый проект международной интеграции «Один пояс, один путь».
Во второй главе «Проблемы выхода высшего образования КНР на международный рынок образовательных услуг» магистрант анализирует те проблемы, которые затрудняют доступ иностранцев к обучению в китайских вузах. Прежде всего он выделяет языковые барьеры, трудности сдачи вступительных экзаменов на владение китайским языком (вступительный экзамен HSK) и управленческие проблемы, возникающие в период зачисления и во время обучения иностранных студентов и аспирантов. Среди остальных проблемы, препятствующих оздоровлению рынка образовательных услуг для иностранцев в Китае, автор ВКР выделяет отсутствие экзамена по специальности при поступлении на учебу в Китай; проблемы с качеством экзаменационной системы и тестов.
Один из параграфов второй главы посвящен очень важной проблеме: обучению иностранцев на уровнях выше бакалаврского. Отмечая, что хотя абсолютная численность иностранных магистрантов и докторантов растет, однако в структуре вузовской подготовки их доля остается низкой. Ли Минхань выделяет две основные «болевые точки»: нежелание китайских преподавателей брать на себя большую ответственность и нагрузку за подготовку молодых иностранных исследователей, а также те вызовы, которые встают перед иностранцами в процессе их обучения в китайских вузах. Это: культурный шок; языковые трудности понимания лекции; невостребованность диплома китайской магистратуры при поиске работы за пределами Китая; сложность с признанием дипломов за границей.