Организация, в которой проходила защита:МГУ имени М.В. Ломоносова,
Институт стран Азии и Африки, кафедра истории стран Ближнего и Среднего Востока
Год защиты:2016
Аннотация:Диссертация А.Р. Хайруллиной является комплексным исследованием одной из наиболее насущных сфер общественной жизни и государственной политики арабских стран – системы образования и просвещения. Марокко в этом отношении являет собой парадоксальную картину: много лет действует программа государственной поддержки образования, расходуются значительные средства, но сохраняется один из самых высоких в арабском мире уровней неграмотности. Это обстоятельство неоднократно приковывало к себе внимание мировой арабистики. А.Р. Хайруллина дает в своей работе детальную характеристику и классификацию причин, которые привели к подобному положению дел. Справедливо полагая, что корни сложных и многоаспектных проблем марокканской системы образования кроются в наследии колониальной эпохи, она развертывает панораму различных видов и учреждений образования и просвещения, сложившихся в Дальнем Магрибе в 1912–1956 гг. Важно также отчетливо показанное в работе сопряжение феномена «свободных школ» в Марокко и национально-освободительного движения. Этот стихийно сложившийся механизм воссоединил султанский (с 1957 г. королевский) двор и независимые от колонизаторов образовательные учреждения, что сыграло немалую роль в дальнейших взаимоотношениях власти и системы просвещения в Марокко.