Аннотация:Вступление Республики Армения в Евразийский экономический союз сопровождался и сопровождается множеством вопросов и споров, как среди руководства государства и обычных граждан, так и среди экспертного и бизнес сообщества. Безусловно, одним из существенных факторов, повлиявших на все возрастающий интерес к Союзу, являются те экономические потрясения, которые переживают в настоящий момент государства-члены ЕАЭС, в том числе и Армения. Однако данное обстоятельство для Армении можно рассматривать лишь как предпосылку, а корень проблемы был заложен намного раньше: последние 6-7 лет Армения стояла перед нелегким выбором приоритетного партнера (Европейский Союз или торгово-экономические объединения на постсоветском пространстве). Помимо вышеуказанного, многие аспекты участия Армении в ЕАЭС до сих пор остаются неисследованными, что подтверждается отсутствием необходимого для того, прежде всего, научного материала.
В соей работе автор пришел к следующим выводам:
1. Основными предпосылками вступления Республики Армения в Евразийский экономический союз следует считать: заинтересованность Республики в возможности свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на пространстве ЕАЭС; использовать возможность для развития транспортных коридоров через Армению в направлении Южной Азии и Ближнего Востока; стать участником и партнером в создании общих рынков; однако не следует забывать, что одним из мотивов вступления Республики Армения в ЕАЭС является военная безопасность государства.
2. Таможенно-тарифное регулирование, предложенное в рамках интеграционного объединения, может в настоящий момент рассматриваться как барьер во взаимной торговле между государствами-членами ЕАЭС. По нашему мнению, требуется устранение имеющихся противоречий между вывозной таможенной пошлиной и осуществлением таможенного декларирования, с идеями функционирования внутреннего рынка товаров в рамках таможенного пространства; осуществление свободного перемещения товаров между территориями государств-членов ЕАЭС без применения таможенного декларирования; создание единой таможенной территории, в пределах которой во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие).
3. Реформы, проводимые сегодня в Армении, хотя и направлены на достижение «прозрачности» процессов и схем, связанных с созданием и функционированием рынка естественных монополий; реализацию инновационных схем, которая является достаточно дорогой для Армении; а так же привлечение инвестиционных потоков, которые не являются на сегодняшний момент достаточными в той степени, что бы они могли обеспечить снижение цен для конечного потребителя, однако в законодательном подходе Армении не наблюдается отхода от схемы регулирования более смежного с естественно-монопольным сегментом сектора, а так же продолжает преобладать метод власти и подчинения (императивный), что ограничивает выбор бизнес моделей в сфере естественных монополий.