Аннотация:Аннотация к выпускной квалификационной работе
«ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ»
Почуфаровой Евгении Константиновны
2019 г.
Ключевые понятия: ЭЭГ, КГР, качество продукта, юзабилити, информационный стресс, удобство интерфейса.
Целью исследования является изучение показателей периферической и центральной нервной системы во время взаимодействия с информационным ресурсом.
Объектом исследования являются психофизиологические механизмы, которые используются для оценки качества продукта.
Предметом исследования являются показатели периферической и центральной нервной системы, которые могут быть индикаторами различных состояний, таких как информационный стресс, расслабленность, напряженность, включенное внимание.
Теоретической гипотеза о том, что существуют психофизиологические показатели, во время взаимодействия с веб-сайтом «хорошего» и «плохого», которые могут служить индикаторами удобства.
Экспериментальная гипотеза о том, что показатели периферической нервной системы, такие как КГР, ФПГ, ЧСС, которые могут показывать «напряженность» состояния во время работы с веб-сайтами будут различны. И во время работы с «плохим» сайтом показатели будут соответвовать напряженному состояния. Кроме этого гипотеза, что во время работы с «хорошим» сайтом, вклад абсолютной мощности альфа-ритма будет больше, чем во время работы с «плохим».
Теоретико-методологической основой исследования являются: Теория информационного стресса (Бодров), которая говорит о том, что при работе человека-оператора компьютер может являться стрессором. Так и плохо спроектированные, низкие по качеству информационные ресурсы могут быть небезопасными для взаимодействия. Нейромаркетинг (Кругман), который применяет психофизиологические методы для изучения поведения пользователей, для разработки полезных продуктов.
Методический аппарат и диагностический инструментарий
Проведено на 15 респондентах юзабилити-тестирование двух сайтов с разным уровнем удобства с применением психофизиологичских методов. Удобство веб-сайтов оценивается по скорости и результату успешности выполнений задач респондентами. Во время выполнения задач на сайтах записывались показатели периферической нервной системы:кожно-гальваническая реакция, электрокардиограмма, фотоплетизмограмма, рекурсия дыхания,и центральной: электроэнцефалограмма (отведения Fz-Pz). Проводился анализ удобства по критериям эффективности и результативности, после чего выводилась оценка качества каждого сайта. Также проводился анализ соотношения альфа-бета ритма, длины волны КГР, частота сердечного ритма,
Основные выводы по полученным результатам работы:.
1. Гипотеза о том, что работа на сайтах различного качества будет отражаться на психофизиологических показателях подтвердилась.
2. Выявлены психофизиологические показатели, которые значимо изменялись при работе с сайтами. Увеличение длины КГР, увеличение ЧСС, уменьшение вклада Альфа-ритма сопровождает работу на менее удобном сайте.
Key concepts: EEG, RAG, product quality, usability, informational stress, user-friendly interface.
The aim of the study is to study the indicators of the peripheral and central nervous system during interaction with the information resource.
The object of the study is the psycho-physiological mechanisms that are used to assess the quality of the product.
The subject of the study are indicators of the peripheral and central nervous system, which can be indicators of various conditions, such as informational stress, relaxation, tension, attention included.
The theoretical hypothesis is that there are psycho-physiological indicators, during interaction with the “good” and “bad” web site, which can serve as indicators of convenience.
Experimental hypothesis that the indicators of the peripheral nervous system, such as KGR, FIG, HR, which can show the "tension" of the state while working with websites will be different. And while working with a “bad” site, the indicators will correspond to the stress state. In addition to the hypothesis that while working with a “good” site, the contribution of the absolute power of the alpha rhythm will be greater than when working with a “bad” one.
The theoretical and methodological basis of the study are: Theory of Informational Stress (Bodrov), which suggests that when a human operator operates, a computer can be a stressor. So poorly designed, low-quality information resources may be unsafe for interaction. Neuromarketing (Krugman), which uses psycho-physiological methods to study user behavior, to develop useful products.
Methodical apparatus and diagnostic tools It was carried out on 15 respondents usability testing of two sites with different levels of convenience using psychophysiological methods. The convenience of websites is estimated by the speed and result of the success of the tasks performed by the respondents. During the execution of tasks, the sites recorded the peripheral nervous system parameters: galvanic skin response, electrocardiogram, photoplethysmogram, respiratory recursion, and central type: electroencephalogram (Fz-Pz leads). Convenience analysis was conducted on the criteria of efficiency and effectiveness, after which an assessment of the quality of each site was derived. We also analyzed the ratio of alpha-beta rhythm, GSR wavelength, heart rate,
The main conclusions on the results of the work:
1. The hypothesis that the work on sites of different quality will affect the psycho-physiological indicators was confirmed.
2. Identified psychophysiological indicators that significantly changed when working with sites. Increasing the length of the GSR, increasing the heart rate, reducing the contribution of the Alpha rhythm accompanies the work on a less convenient site.