Психофизиологические индикаторы произвольного внимания у программистов с различным уровнем профессиональной компетентностидипломная работа (Специалист)
Аннотация:Аннотация к выпускной квалификационной работе
«ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ПРОГРАММИСТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»
Василевской Натальи Валерьевны
2019 г.
Ключевые понятия: БОС – биологическая обратная связь, произвольное внимание, соотношение альфа и бета ритмов как индикатор произвольного внимания, уровень профессиональной компетентности, программисты.
Целью исследования является выявление динамики психофизиологических индикаторов произвольного внимания у программистов с различным уровнем профессиональной компетентности в процессе разработанного тренинга с применением биологической обратной связи и контролируемым параметром бета-ритма.
Предметом исследования выступает произвольное внимание.
Объектом исследования являются психологические и психофизиологические индикаторы произвольного внимания у программистов с различным уровнем профессиональной компетентности.
Теоретической гипотезой данного исследования выступает положение, что в процессе разработанного тренинга с регуляцией специфических параметров ЭЭГ испытуемый научается корректировать отдельные звенья системы управления и контроля за своим оптимальным (для данного вида деятельности) функциональным состоянием (ОФС). Это функциональное состояние мобилизует и оптимизирует процессы внимания, что положительно сказывается на качестве работы и психофизиологическом статусе индивида. Данное ОФС может формироваться самопроизвольно в результате овладения профессией, и степень адаптивности ОФС носит индивидуальный характер.
Экспериментальная гипотеза данного исследования звучит так: проведение серии тренингов с биологической обратной связью, направленных на увеличение мощности бета-ритма, приведет к модификации ОФС. Модификация ОФС будет сопровождаться изменением соотношения мощности ритмов ЭЭГ, реализующих процесс оптимизации внимания, и отражаться на снижении количества ошибок в психологических тестах и в рабочих тестовых задачах. При использовании нерелевантных для нашей задачи протоколов подобная динамика используемых индикаторов внимания наблюдаться не будет.
Теоретико-методологической основой исследования являются: Теория пластичности мозговых механизмов (на уровне структур, популяций нейронов, нейронных ансамблей); теория функциональных систем П.К. Анохина и понимание основы функционирования метода биологической обратной связи согласно школе А.М. Черноризова и С.А. Исайчева; теория ритмогенеза, пейсмекерных генераторов мозговой активности; а также протоколы Д.Любара для работы с использованием биологической обратной связи в процессах корректировки свойств произвольного внимания.
Методический аппарат и диагностический инструментарий:
Проведена комплексная диагностика произвольного внимания 18 программистов с помощью батареи психологический тестов, а также психофизиологическими методами до и после серии тренингов с применением биологической обратной связи. После диагностических процедур респонденты были разделены на 3 группы. Группы № 1 и 2 (выделенные на основании длительности работы по специальности) получали в качестве стимуляции серию бета-тренингов, респонденты группы № 3 проходили тренинги с контролируемым параметром ФПГ. Фиксировалось количество допущенных испытуемыми ошибок в процессе выполнения рабочих задач в каждой серии, а также велась запись ЭЭГ в ходе прохождения диагностической процедуры, до, после и во время прохождения тренингов (кроме группы № 3). Анализу подвергался весь спектр ЭЭГ, выделенные значения индексов мощности спектра бета ритмов, а также соотношение индексов мощности альфа- к бета-ритмам.
Основные выводы по полученным результатам работы:
1. В процессе разработанного тренинга с регуляцией специфических параметров ЭЭГ испытуемый, проходящий бета-тренинг, научался корректировать отдельные звенья системы управления и контроля за своим оптимальным (для данного вида деятельности) функциональным состоянием (ОФС).
2. ОФС мобилизовало и оптимизировало процессы внимания, что положительно сказывалось на психофизиологическом статусе респондента и качестве решения профессиональных задач, так как в ходе прохождения тренинга количество ошибок в тестах психологических методик и в рабочих задачах статистически значимо уменьшается.
3. ОФС может формироваться самопроизвольно в результате овладения профессией, но степень адаптивности ОФС носит индивидуальный характер.