Аннотация:Квалификационная бакалаврская работа Золотавиной Виктории Сергеевны «ПРАВЫЙ и ЛЕВЫЙ в русской языковой картине мира (на материале русскоязычных текстов разных жанров)» относится к сфере социолингвистики и психолингвистики, поскольку автор рассматривает построение пространственной ориентации на основе выдвижения адресантом текста в качестве точки отсчета собственного тела.
Бинарный концепт ПРАВЫЙ / ЛЕВЫЙ выбран не случайно: он представлен на всех этапах социолизации человека в обществе, обнаруживается в лексиконе любого народа, а соматизмы правый и левый встречаются в фольклорных, религиозных текстах, в мифологии, в текстах художественной литературы.
В.С. Золотавина анализирует языковую представленность бинарного концепта ПРАВЫЙ / ЛЕВЫЙ в истории русского языка по данным многих толковых, этимологических, словообразовательных словарей, в национальном корпусе русского языка. Так данные ассоциативного словаря русского языка подтверждают высокую частотность соотношения правый – левый, с одной стороны, а также соотнесения и правый, и левый в качестве стимула и реакции берег и глаз – с другой. Высокая степень наращивания вторичных значений в составе полисемии лексических единиц правый и левый, а также их словообразовательная потенция свидетельствуют, насколько важными оказываются языковые презентации бинарного концепта ПРАВЫЙ / ЛЕВЫЙ. В.С. Золотавина подтверждает такой вывод при сопоставлении с французскими соматизмами.
Особое внимание в работе Золотавиной уделяется смене пары десный и шуий на пару правый и левый. Исторические тексты показывают, насколько устойчиво соотнесение правый – с положительной оценкой, а левый – с отрицательной.
Особое внимание в работе Золотавиной уделено процессу освоения пространственной ориентации ПРАВЫЙ и ЛЕВЫЙ в процессе социализации ребенка в связи с разграничением ПРАВЫЙ и ЛЕВЫЙ при различии восприятия «на себе» и «на других». В.С. Золотавина провела эксперимент во втором и шестом классах школы – графический диктант, который подразумевает быстрое, поочередное название педагогом попарных направлений «вправо» / «влево», а, в свою очередь, испытуемые должны отображать изменение направления на бумажном листке в клетку. В результате у ученика должен получиться определенный рисунок, если он не допустил никаких ошибок. К сожалению, итоги выполнения задания графического диктанта не оставляют сомнения, насколько трудным оказывается задания из-за сложности преодоления зеркальности восприятия «вправо» / «влево».