Аннотация:Язык по мнению многих авторитетных авторов является одним из основных признаков, отличающих человеческое мышление (Хомский Н. Язык и мышление, 1972.). Чтение текстов являясь одним из проявлений речевой деятельности человека, хорошо поддаётся исследованию с применением точных современных методик, таких как регистрация движений глаз (Rayner, 1998; Staub, Rayner, 2007), регистрация вызванных потенциалов (King, Kutas, 1995; Hagoort et al. 2004), фМРТ картирования мозга в процессе чтения.
Метод видеокулографии, при котором движения глаз регистрируются высокочастотной камерой, позволяет получить информацию о саккадах и фиксациях в процессе чтения текста. Поскольку, как показано (Underwood, 1998; Gaskell, 2007), движения глаз в процессе чтения текста непосредвенно связаны с вниманием, распознаванием и интерпретацией прочитанного. Исследование последовательностей фиксаций и саккад способно пролить свет на функционирование лежащих в основе речевой деятельности механизмов.
За последние 50 лет, в течение которых активно применялась методика видеокулографии, было показано влияние многих факторов на движение глаз при чтении, таких как плотность информации, содержащийся в тексте (Rayner, 2009), наличие в тексте пробелов (Underwood, 2004; Epelboim, Booth, Steinman, 1994) средняя длинна слов в тексте (Rayner, McConkie, 1976), присутствие сложных для читающего слов ( Kolers, 1976) и ряд других.
Был проведен ряд экспериментов, изучающих связь различных параметров движений глаз и сложности текста, например, в ряде работ (Rayner and McConkie, 1976; G’Regan 1979) было продемонстрировано увеличение длительности фиксаций при чтении более сложного для восприятия текста, в то время как в другой работе, (Heller, 1982) было показано изменения доли регрессивных саккад, в зависимости от сложности текста.
Однако все эти и практически все подобные исследования были проведены на печатных текстах. Между тем, распознавание рукописных текстов является повседневной рутиной у большинства людей. Также, предположительно, имеется ряд особенностей, отличающих этот процесс от чтения печатного текста.