Аннотация:Сибирь является крайне важным для развития страны регионом, который до сих пор недостаточно освоен в литературном плане. Формирование и популяризация образа Сибири невозможны без использования литературы, так как именно через неё создаётся образ региона в массовом сознании, поскольку литературные тексты являются источниками географической информации. Новизна работы состоит в том, что данное исследование освещает разные аспекты создания образа Сибири на материале литературных путешествий.
Целью работы явилось изучение изменения литературного образа Сибири, начиная с первого задокументированного путешествия в регион, совершенного протопопом Аввакумом в XVII веке, до последних крупных литературных памятников, относящихся к XX веку. Задачами работы явились: выбор литературных произведений, которые относятся к жанру литературных путешествий; их рассмотрение и анализ с точки зрения создаваемого ими образа Сибири, а так же сравнение и осмысление полученных образов. Для того, чтобы создать настоящий образ Сибири, необходимо изучать литературные путешествия тех писателей, которые действительно видели Сибирь, а также тех, кто вырос и живёт в данном регионе и знает его.
Временные рамки работы это период с XVII до XX века. Объектом исследования является литературный образ Сибири, а предметом исследования – образ Сибири, созданный литературными путешествиями в регион. В качестве источников автором работы были выбраны следующие произведения:
1) Распутин В.Г. «Сибирь, Сибирь...»
2) Аввакум Петров «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»
3) Словцов П.А. «Письма из Сибири 1826 года»
4) Чехов А. П. «Из Сибири»
5) Гончаров И.А. «Фрегат Паллада»
6) Евтушенко Е.А. «Братская ГЭС»
7) Евтушенко Е.А. «Северная надбавка»
8) Твардовский А.Т. «За далью – даль»
Из представленных источников литературными путешествиями не являются только произведения Распутина и Евтушенко, которые, однако, крайне важны для понимания образа Сибири, так как написаны авторами-сибиряками.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения. Первая глава теоретическая, в ней рассказывается о том, что такое литературная география и литературные путешествия. Вторая глава также теоретическая, она знакомит читателя с Сибирью, как регионом. Третья глава практическая, посвящена непосредственнно анализу произведений. В заключении приводятся выводы, а приложение состоит из литературных карт тех путешествий, которые описаны в работе.
Первым путешествием, рассмотренным в данной работе стала даурская ссылка протопопа Аввакума, которую он описал в своём Житии. Сибирь в описании протопопа является холодным местом с девственной природой, которое, с одной стороны богатое, так как в описаниях протопопа постоянно рассказывается об огромном количестве и разнообразии видов рыбы, птицы, других животных, и большое – расстояния измеряются не просто вёрстами, а тысячами вёрст, но с другой стороны, образ Сибири у Аввакума весьма мрачен – здесь и холод, и голод, и «иноземцы немирные».
В письмах Словцова создаётся образ Сибири, как огромной территории, крайне богатой природными ресурсами – в особенности, лесом, который самому Словцову кажется абсолютно необъятным и бесконечным. Однако, Словцову в Сибири не нравится местное население, которое он считает недалёким и примитивным.
Гончаров создаёт образ Сибири как огромной территории, которая, хотя и имеет такие плохие дороги, на которых можно утонуть в грязи, а также крайне холодна, но при этом живописна и полна жизни.
Сибирь Гончаров показывает более доброжелательной благодаря своему населению, которое, хоть и своеобразное и глуповатое по его меркам, всё же очень отзывчивое и миролюбивое. Образ Сибири, созданный Чеховым скорее пессимистичен – грязь, плохие и длинные дороги, разруха, глупые жители. Несмотря на это, писатель всё же восхищается сибирской природой и местными природными богатствами.
В поэме Твардовского Сибирь предстаёт как огромная территория, полная природных богатств, которые человек должен использовать для своей пользы. Конечно, климат в этом месте всё такой же суровый и негостеприимный, как в сторону холода, так и в сторону жары, но человечество уже не обращает на это настолько пристального внимания, концентрируясь на важности Сибири как центра обработки природных богатств и их использования.
Особое внимание в работе уделено внутренним образам Сибири. Евтушенко создаёт образ Сибири как места, крайне жестокого к людям из-за своих погодных условий и дикой природы, но в то же время – домом, временным или постоянным, для людей, которые сильнее, чем холод и тяготы. В целом, следует отметить, что образы Евтушенко зачастую являются общероссийскими, а не чисто сибирскими, в своих стихах он создаёт типичный образ Сибири в произведениях и представлениях того времени – крайне холодное место, далёкое, по сути, отрезанное от цивилизации.
Образ Сибири, созданный Валентином Распутиным – это образ хоть и крупного, богатого региона с глубокой и интересной историей, но также и того региона, который нуждается в защите человека, потому что индустриализация забирает всё больше и больше природных богатств и человеческих ресурсов и уничтожает то, чем Сибирь славилась веками. Распутин создаёт образ Сибири как живого экологически важного региона, а не простой кладези природных ресурсов. Также Распутин объясняет замкнутость характера местных жителей – тема, которой предыдущие писатели не касались.
По результатам исследования были выявлены инвариантные образы Сибири, к которым относятся: холод, девственная природа и большие расстояния. Меняющимися образами явились: качество дорог, местное население. Также, в меняющиеся образы можно отнести те из них, которые упоминались лишь одним из выбранных писателей: лесные пожары, которые упомянуты исключительно в поэме «За далью – даль», и гнус упомянутый лишь В.Г. Распутиным.
Важным результатом исследования явилась литературно-географическая периодизация восприятия Сибири в русском обществе, в результате которой были выделены три основных периода: ранний, средний и поздний. В произведениях раннего периода Сибирь предстает не как часть России, а как далёкая, дикая и неизведанная земля, полную опасностей. Произведения второго периода, несколько смягчают этот образ, однако Сибирь всё ещё представляется чем-то отдельным от европейской части России, но при этом полным несметных богатств. В последнем периоде образ Сибири кардинально менятся по сравнению с первым периодом – здесь можно обнаружить мотив единения, Сибирь становится полноправной, хоть и удаленной частью страны.