Аннотация:Цель исследования заключается в изучении манипуляции как возможности позитивной самопрезентации в сети Интернет при помощи собственного графического изображения (аватара).
Гипотеза нашего исследования заключается в том, что основной причиной использования графического изображения (аватара) пользователи Интернет – сети является возможность позитивной самопрезентации для усиления воздействия на потенциального Интернет- собеседника. Для манипуляции мнением Интернет-собеседника используются различные образы аватаров, посредством которых субъект подчеркивает свои позитивные личностные черты.
Объектом исследования является самопрезентация личности в Интернет –общении.
Предмет исследования – феномен манипутяции мнением Интернет-собеседника при помощи графического образа аватара.
Задачи исследования. В связи с предложенной гипотезой мы выделили несколько задач для исследования:
1)Сделать теоретический обзор имеющейся литературы по психологии манипуляций.
2)Рассмотреть проблемы самопрезентации в Интернет-сети.
3)Определить специфику манипуляции в процессе самопрезентации в Интернет-общении.
4)Изучить типы аватаров, часто используемых респондентами в сети_Интернет.
5)Исследовать временные особенности использования аватаров в системе Интернет.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап был посвящен изучению современного состояния проблемы манипуляции в опосредованном Интернет-общении, на втором этапе проводилось экспериментальное исследование явления манипуляции на материале графических образов аватаров.
Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы:
•Аватар выступает как символ, помогающий пользователям предстать в более значимом социальном виде перед Интернет сообществом.
•Использование аватара имеет положительный характер, суть которого состоит в том, что автор аватара акцентирует свои лучшие личностные характеристики или свои социально одобряемые устремления. Отрицательные характеристики пользователя умалчиваются.
•Были выявлены типы манипуляций, используемые респондентами для использования манипуляции в системе Интернет. Они были названы нами «социальные контакты и статус», «привлекательность» и «достижения». Эти «стратегии» манипуляции акцентировали социальный статус, а также мнение референтной группы при помощи использования определенных типов аватаров. Для этого использовались аксессуары, фотографии известных мест, фотографии авторитетных людей, достижений которые могли бы «усилить» положительный образ респондента в глазах Интернет аудитории.
•Анализ полученных результатов показал, что каждый выделенный нами тип манипуляции может нести дополнительную нагрузку. Возможно, в основе манипуляции лежит «эффект первичности» (Андреева 2009), согласно которому при знакомстве акцентируются собственные положительные качества для достижения более высокого социального статуса в межличностной коммуникации. Символы внешней привлекательности, привязанности к семье и друзьям, желания путешествовать способствуют созданию высокого мнения Интернет-сообщества о чертах личности или о результатах его деятельности.
•Анализ времени использования аватара показал, что частая смена самопрезентации может быть связана с особенностями современного культурного и социального пространства, в котором существует тенденция к все большему усложнению структуры жизнедеятельности человека, ее многообразию, многоуровневости "Я", постоянному изменению ролей и образов самопрезентаций .