Эколого-экономические проблемы развития водоохранных зон Москворецкого и Волжского источников питьевого водоснабжения г. Москвы.дипломная работа (Специалист)
Аннотация:По уровню урбанизации столичный регион превосходит все области РФ. Высока доля городских жителей и в населении самой области – 83%. На территории области расположены: 74 города, 111 поселков городского типа и более 6 тысяч сельских населенных пунктов. Это не могло не сказаться на состоянии окружающей среды Подмосковья. Загрязнение воздуха, тотальная осушительная мелиорация, повсеместная химизация сельского хозяйства (наиболее активная в период 50-60-х годов прошлого века) и как результат загрязнение воды, а также болезнь лесов стали все более часто встречающимся на данной территории явлением. Загрязнение и истощение водных источников является одной из важнейших проблем не только Московской области , но и г.Москвы, на 96% имеющей поверхностное водоснабжение из двух главных систем водохранилищ - Верхнемоскворецкой и Волжской (Клязьминской) систем.
Субрегион Верхнемоскворечья и Клязминского источника в рамках Московской области издавна использовался в структуре хозяйства не как индустриальный, здесь практически нет крупных предприятий промышленности, а как аграрный, лесохозяйственный и рекреационный.
Сельскохозяйственная функция является наиболее древней и, одновременно наиболее распространенной функцией пригородов.В результате такой политики до недавнего времени вся территория представляла собой малонарушенный, хорошо сохранившийся природный комплекс. В структуре земель природоохранного назначения важное место занимают леса, которые отнесены с 1968 г. к первой группе и призваны выполнять защитную, водоохранную, санитарно-гигиеническую и оздоровительную функции.
В 1960-е года несколько раз менялась схема управления этой частью ближнего Подмосковья. Территория ЛПЗП (начавшая свое существование с 1935 года) последовательно передавалась в административно-хозяйственное подчинение органам власти Москвы либо Московской области. Либо находилась в совместном ведении этих субъектов. Анализ функциональной структуры земель свидетельствует, что именно в этот период произошло массовое сокращение площади земель экологического каркаса за счет нового промышленного и гражданского строительства в пригородной зоне.
Генпланом развития Москвы (1971 г.) на ЛПЗП были возложены следующие функции:
-ограничительная (предусматривающая предотвращение сращивания Москвы и городов ближайшего Подмосковья);
- рекреационная (для организации массового загородного отдыха населения);
- оздоровительная (как «резервуар» чистого воздуха для столицы).
Практически с конца 1930-х гг. территория ЛПЗП перестала быть относительно целостной и все более стала распадаться на застроенные примагистральные и слабоурбанизированные межмагистральные части.
Задуманный как важный градостроительный элемент Московской системы расселения, представляющий собой непрерывную зону незастроенных территорий, ЛПЗП в настоящее время является интенсивно застроенным ареалом.
В настоящее время лесные массивы ЛПЗ, сократившись более чем вдвое, занимают более 72 тыс.га и образуют не целостное кольцо, как было задумано ранее, а отдельные его фрагменты, не в полной мере выполняющие возложенные на них функции. Комплексный географический анализ показал, что современная система охраняемых природных территорий в структуре земельного фонда Московского региона является явно недостаточным и требует удвоения площади;
- современная сеть природных территорий Московской области пространственно неравномерна; наибольшая концентрация охраняемых территорий приходится на северную, западную и крайнюю восточную части региона, в то время как в центре и в юго-восточном секторе области наблюдается их недостаток;
-на сегодняшний день не достигнуто целесообразного взаимного расположения отдельных природных территорий относительно друг друга, что является причиной недостаточно четкого и эффективного их взаимодействия в рамках единой природоохранной системы.