Аннотация:Дипломная работа Н.Д.Канашко – плод ее трехлетнего интереса к проблеме двоеверия – демонстрирует стремление поставить проблему на максимально широком материале и дать новый импульс теме отчасти достаточно традиционной (о двоеверии на материале древнерусской литературы и устного народного творчества написано на сегодняшний день немало), но в то же время далеко не до конца исследованной (до сих пор исследователи спорят относительно возможности применять сам термин и к историко-культурному материалу, и к литературным текстам). Актуальность данного дипломного сочинения состоит прежде всего в том, что Н.Д.Канашко стремится дать новый импульс этой научной проблеме, показав, что двоеверие можно рассматривать как некую литературную модель, восходящую к древнерусской культурно-религиозной ситуации, отразившейся и в собственно литературных произведениях различных жанров, и в фольклоре, а в Новое и Новейшее время ставшую художественным приемом, обладающим своими особенными чертами. Попытка показать отдельные этапы ее складывания и выделить эти черты и предпринимается в дипломном сочинении.
Материалом, на котором рассматривается формирование модели двоеверия, является ряд произведений древнерусской литературы (ПВЛ, ораторская проза, житийная литература, отдельно – в силу понятной специфики – Слово о полку Игореве), фольклора (песни, пословицы и поговорки, сказки, но преимущественно – заговоры). Само же ее функционирование в поздней литературе анализируется на примере сборника рассказов Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» и романа А.Платонова «Чевенгур».