Аннотация:В работе показано, с помощью каких художественных средств проявляется в речи героев идея прошлого.
Этот вопрос почти не рассматривался исследователями поэтики Чехова, хотя позволяет, как представляется, решить множество вопросов о драматической природе «Трёх сестёр». Смысловая нагрузка, выражаемая в традиционной драматургии действиями на сцене, в пьесах Чехова была перенесена на слово. Оно несёт на себе основную нагрузку ситуации. Сценическая речь носит особый характер прозаической диалогичности. Поэтому во время спектакля зритель не успевает воспринять её смысловую структуру во всей полноте и сложности. Гораздо удобнее вникнуть в суть при чтении произведения с листа. А от спектакля у зрителя часто остаётся ощущение неподвижности, топтания на одном месте и т.д.
Для решения круга этих проблем нам необходимо обратиться к небольшому компоненту чеховского хронотопа на уровне языка пьесы. Прошлое относится к важной для героев Чехова тематике: в пьесе неоднократно говорится об уходящем прошлом, поднимаются вопросы о памяти/забвении и т.д. Для персонажей эти ситуации являются ключевыми. Выбирая эти эпизоды для анализа, можно надеяться на описание отдельных компонентов художественного языка Чехова.
Для художественного мира Чехова проблема минувшего чрезвычайно актуальна. Любопытно и воссоздание механизмов памяти, ведь только с её помощью человек может попасть из настоящего в прошлое. Персонажи говорят о нём, используя различную лексику. Их манера называть и описывать прошлое карйне разнообразна не только содержательно, но и формально, эмоционально. В этом смысле анализ пьесы дает возможность понять, насколько тонким было представление о языке самого автора.
Вопросы поэтики могут привести к проблеме языка эпохи. Конечно, для решения этой проблемы требуется основательная работа над архивами, однако данный вопрос возникает уже сейчас. Сегодня большую трудность представляет узнать, как понятие категории прошедшего воплотилось в языке интеллигенции тех лет. Для исследования такого рода необходимо изучение языка эпохи по словарям того времени, по речи в произведениях самого Чехова, по воспоминаниям писателя и его современников, по мемуарам современникам, по языку повременной печати и т.д. Данная область чеховедения требует основательной работы над источниками.