Особенности микробного дыхания почв в зонах влияния воздушных линий электропередачи (на примере Учебно-опытного почвенного экологического центра МГУ имени М.В. Ломоносова)дипломная работа (Бакалавр)
Аннотация:Изучаемые почвы УО ПЭЦ МГУ имени М.В.
Ломоносова, расположенные в зонах влияния
Ленинградского шоссе и воздушной линии
электропередачи (напряжение 110 кВ), в целом,
характеризуются нейтральной или близкой к
нейтральной реакцией среды, достаточно высоким для
южнотаёжной подзоны содержанием гумуса (2,55 –
4,93%), а также значительным варьированием
содержания доступного фосфора и обменного калия.
Резкогоизменения показателей указанных свойств с
изменением расстояния от Ленинградского шоссе,
расстояния от ЛЭП или в зависимости от характера
использования территории не обнаружено.
Выявленные закономерности (увеличение солевой
кислотности почв по мере удаления точек пробоотбора
от Ленинградского шоссе в сторону пашни, увеличение
содержание гумуса на площадках, расположенных
непосредственных под ЛЭП) носят характер слабых
тенденций.
Выявлено повышенное (выше значений
соответствующих величин ОДК) содержание
тяжелых металлов 1-го и 2-го классов опасности
(свинец, кадмий, цинк, медь) в почвах,
расположенных в непосредственной близости от
Ленинградского шоссе или на площадках,
замусоренных твердыми коммунальными
отходами.
. Величина уровня шума закономерно снижается по
мере удаления от Ленинградского шоссе (превышая
допустимые нормативы для точек, расположенных в
непосредственной близости от трассы).
Показатели электрического поля существенно выше
соответствующего норматива непосредственно под
ЛЭП и на небольшом (5 м) расстоянии от нее, далее их
значения резко уменьшаются. Для показателей
магнитного поля обнаружены аналогичные
закономерности: рост значений непосредственно под
ЛЭП и снижение при удалении от неё; при этом
превышений нормативных значений для показателей
магнитного поля нигде не отмечается.
. Сравнение измеренных значений микробного метаболического коэффициента qCO2 с
эталонными показывает, что преобладающая часть исследованных почв УО ПЭЦ МГУ имени М.В.
Ломоносова относится к 3-ей и 4-ой степеням деградации, а состояние этих почв является
неудовлетворительным и даже критическим. Подобная ситуация, в первую очередь, объясняется
негативным влиянием выбросов автомобильного транспорта на Ленинградском шоссе. Влияние
электрического и магнитного полей проявляется в некотором увеличении микробного
метаболического коэффициента непосредственно под ЛЭП и снижением значения данного
показателя при удалении от линии электропередачи.