Аннотация:Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического перечня и приложений. В первой главе даются разнообразные — исторические и теоретические — сведения, необходимые для контекстуализации материала и уточнения исследовательских гипотез. В частности, уделяется внимание вопросу о разработанности в сфере исследований популярных текстов терминологического аппарата для описания функциональных видов песенных компонентов и типологии и свойств песенных форм; также рассматривается разработанная музыковедом Уолтером Эвереттом структура SRDC.
Вторая глава посвящена разбору конкретных текстов и рассмотрению результатов количественного анализа небольшого корпуса из 250 песен, созданного на основе хит-парада Billboard 100 за 1965—1968 гг. В первой части второй главы десять текстов были проанализированы «вручную» в поисках характерных закономерностей для того, чтобы выработать ряд гипотез, которые впоследствии проверялись на данных, полученных в процессе статистической обработки данных корпуса текстов хит-парада. Целью количественного анализа было исследование различий между рефренным и нерефренным субтекстом популярной песни с точки зрения частотности употребления определённых слов и грамматических форм.
В результате подсчётов ряд высказанных нами гипотез был подтверждён, ряд — опровергнут, а ряд — переосмыслен. Так, например, вопреки ожиданиям, глаголы, связанные с ясностью и понимаемостью (understand, know), в восприятием как физиологическим, так и интеллектуальным (look, see) чаще употребляются в нерефренных фрагментах. Помимо потенциальной измеримости очевидных для слушателей и исполнителей различий между фрагментами песенных структур, полученные цифры показывают, например, что с ростом популярности психоделического рока, доминирующего в хит-параде 1968 г., ряд параметров начинает вести себя иначе, чем в предыдущие три года. В целом различия между рефренными и нерефренными субтекстами оказались не столь велики, как ожидалось, однако статистически значимы.