Аннотация:Магистерская диссертация Ольги Фуфаевойпосвящена проблеме художественного времени в романах крупнейшего американского писателя-натуралиста Теодора Драйзера. Как справедливо замечает исследовательница, творчество Драйзера «детально исследовано в Америке и за её пределами». Тем не менее, художественное время у Драйзера нечасто выделяется в отдельную исследовательскую тему; с этим обстоятельством связан фокус внимания в данной работе. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии (54 позиции).Содержание исследования:Во введении утверждается, что в натуралистической прозе действуют собственные фикциональные временные законы, рассказчики в текстах Драйзера-натуралиста определённым художественным образом воспроизводят историческое время, а также имеют индивидуальные представления о ходе времени, что отражается в разнице повествовательных перспектив. Круг вопросов, интересующих Ольгу Фуфаеву, достаточно обширен: «попробуем рассмотреть, что является прошлым, настоящим и будущим, а также опыт, воспоминания для героев романов Драйзера, заявляет ли о себе в его романах вечность, как перемещения героев в пространстве влияет на развертывание повествования во времени» (с. 6). В первой главе обсуждается временная дистанция между повествователем и персонажем в романе«Сестра Керри». Большое внимание уделяется ощущению времени Герствудом, затем — Керри (анализ проводится последовательно), лишь после разбора персонажных структур речь заходит о повествователе и его временной перспективе. Очень интересным является один из выводов исследовательницы о связи времени рассказчика с временем персонажа, которая [связь]опознаётся благодаря присутствующим в тексте маркерам, закреплённым за каждым персонажем: «Время рассказа о Керри угадывается по театрам и театральным постановкам, которые перестали быть популярными к моменту повествования, время рассказа о Чарльзе Друэ можно рассчитать, если знать историю моды и период популярности той или иной пьесы, время рассказа о Герствуде вычисляется по изменившейся архитектуре города»(с. 32).Весьма интригующе звучит название второй главы, где время становится инструментом анализа «дистанции между богатыми и бедными». Убедительно деление персонажей на «людей утра» (бедные) и «людей вечера» (богатые). Отметим значимость обсуждения библейских аллюзий в данной части работы; аллюзии одновременно и взаимодействуют с натуралистической философией времени, и подчёркивают особенности поэтики конкретного романа.В четвёртой главе следующая метафора —«время художника» —связывается с «программным» (с. 56) отказом от прошлого, необходимостью в новизне; обращение к прошлому обусловлено «проблемами в настоящем» (с. 62); в целом, роман продолжает разработку натуралистически акцентированных представлений о цикличности времени, повторяемости, «вечном возвращении».На этом фоне вполне закономерным и специфичным для данного романа оказывается обсуждение микро-измерений времени, мгновений, моментов, переживание которых обладает ценностью именно для артистически чуткого героя — художника. Пятая глава посвящена способам искажения времени в «Американской трагедии». Исследовательница выделяет разные виды «искажений» (нарушение хронологии —порядка изложения событий; игра с длительностью — ускорение сюжетного времени в ряде ключевых сцен), называет повторяемость —важнейшим аспектом темпорального устройства романа. В заключении подводятся итоги исследования, намечаются перспективы дальнейшего изучения художественного изображения времени в текстах Драйзера.