Аннотация:Служение диаконисс в ранней христианской Церкви было установлено с целью введения посредниц между мужским клиром и женской частью общин с определенным церковным статусом, поскольку диакониссы для соблюдения благоприличия помогали при крещении женщин; во избежание подозрений относительно клириков-мужчин присутствовали при их беседах с женщинами; ухаживали за больными христианками; следили за порядком в храме на женской половине; являлись руководительницами вдов и дев; могли выполнять различные поручения церковного характера. В Юстинианову эпоху определенное количество диаконисс полагалось при каждом храме, посвящение они получали через возложение рук и могли включаться в число низших клириков – церковнослужителей, непосредственно не участвовавших в Таинствах. Исчезновение женского диаконата объясняется частично изменением церковной практики, так как Трулльский Собор (692) признал «Постановления апостольские», основной сборник, регламентировавший деятельность диаконисс, затронутым ересью (Conc. Trull., сan. 2). Кроме того, основная функция диаконисс – помощь при Крещении – постепенно утрачивала свой смысл с повсеместным распространением практики крещения младенцев. Уже в постановлениях Карфагенского Собора (419) встречаем требование крестить младенцев, если достоверно неизвестно, что над ними совершено данное Таинство (Conc. Саrth., сan. 83). А при крещении женщин Церковь могла и не признавать особую необходимость посредничества диаконисс, то есть служение диаконисс уже не считалось специфическим и незаменимым.
Цель данного исследования – представить комментированную подборку свидетельств античных и раннесредневековых авторов о служении диаконисс в Церкви вплоть до последнего упоминания о них византийским канонистом Матфеем Властарем (XIV в.), выявить основной функционал женщин-служительниц и рассмотреть чинопоследования их рукоположений.