Аннотация:В своей выпускной квалификационной работе А.С. Ильина ставит целью осмыслить то, как интерпретировалась проблема зла Августином и Абеляром – двумя христианскими авторами, которых разделяли не только века, но и внушительные различия жизненных позиций. Допуская, что для обоих мыслителей понятие зла, обладавшее особой экзистенциальной подоплекой, было непосредственно связано с понятиями греха, свободной воли и т.д., А.С.Ильина контекстуализирует намеченные в трудах Августина и Абеляра проекты теодицей. Ей удается эффективно совмещать имманентный анализ текстов (цитируемых – преимущественно – в авторском переводе с латыни) со сравнительным анализом этических воззрений Августина и Абеляра. Продуманна и тактика ссылок на первоисточники. Выборочно используемый нарратив «Исповеди» воспринимается через призму эпистолярного наследия раннего Августина (первые 14 писем), повествование же «Истории моих бедствий» критически оценивается с учетом цитат из переписки Абеляра и Элоизы. Видимая избыточность биографического материала компенсируется его включением во всесторонне мотивированное изложение как доктринальных основоположений, так и их эволюции. Оправдан тезис автора о том, что в ранних сочинениях Августина человеческая воля свободно выбирает, а в поздних – свободно подчиняется. Ведь ранний Августин в критике детерминизма манихеев выступал как сторонник свободы воли, а в антипелагианском цикле гиппонский епископ предлагал вариант жесткого теологического детерминизма, исходящего из примата предопределения и благодати над связанной узами первородного греха «свободной» волей человека. Исследуя же «Этику» Петра Абеляра, А.С.Ильина приходит к выводу о том, что Абеляр сделал понятие намерения центральным в своей трактовке проблем греха, злого поступка и наказания и, признавая нормативное значение человеческой совести, не был склонен разделять установок так называемого теологического августинианства.