Аннотация:Тема выпускной квалификационной работы, самостоятельно избранная А.М.Нечаевым, относится к числу сложнейших историко-философских тем. Ведь даже поверхностный обзор исследований, посвященных этой теме и содержащих немало противоречащих друг другу суждений, отнюдь не располагает к оптимизму. Тем более похвально стремление автора, не смутившись уже накопленным опытом разочарований, постараться смотреть в корень. Прежде всего надо, по убеждению А.М.Нечаева, контекстуально проанализировать, опираясь на «Lexicon Plotinianum», основные значения слова «материя (ὕλη)» в «Эннеадах». И эта задача решается в первой главе работы. Во второй главе анализируются структурированные при помощи авторских синопсисов следующие трактаты Плотина: II.4 [12] «О материи»; II.5 [25] «О том, что в возможности и что в действительности»; I.8 [51]«О том, что такое зло и откуда оно». В ходе исследования упомянутых трактатов А.М.Нечаев приходит к выводу о том, что проблема материи для самого Плотина представляла немалые затруднения. Речь идет об «этико-онтологическом парадоксе монистической метафизики». Ведь, согласно Плотину, Единое-Благо, будучи первопричиной всего, распространяет свою творческую мощь до последнего предела, т.е. до материи. Следовательно, материя, к которой приложимы такие отрицательные маркировки, как «не-сущее», «беспредельное», «лишенность», «тьма», «зло» и т.д., не может не быть порождением Единого-Блага. Вместе с тем допущение Плотином наряду с материей чувственно воспринимаемого мира умопостигаемой и не слишком одиозной материи, по мнению А.М.Нечаева, так или иначе приуменьшает «парадоксадьность» онтологического статуса материи.