Аннотация:Парадокс темы усматривается в том, что непритязательные сюжеты о пассивном, бесконфликтном бытии предъявляются посредством напористо-конфликтного языка, причем в разных концах мира. Параллель между субъективно-экспрессивными картинами Поля Гогена и Павла Варфоломеевича Кузнецова позволяет разрешить данный парадокс, развернуть его в сторону закономерностей. Оба художника: один из Французской Полинезии, другой из бескрайних киргизских степей и с предгорий Крыма и Кавказа, – старались повысить резкость консервативного европейского мировосприятия, показывая красоту далекого и чужого, надеясь на восстановление единого духовного пространства человечества. Так, обращение к темам и формально-композиционным приемам бесхитростных, неиспорченных цивилизацией архаических культур было обычной тактикой модернизма, вопреки декларируемой устремленности в будущее.