Организация, в которой проходила защита:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Год защиты:2022
Аннотация:Сложные эволюционные процессы, которые российское государство и общество переживали в период развития капитализма в России, затрагивали экономический, политический, социальный, культурный, психологический сегменты общественной жизни. Интенсификация процессов капитализации экономической сферы в значительной степени усилила роль в государстве купечества, которое находилось в центре происходившей в стране трансформации.
Актуальность исследования Абдуллиной Л.З. обусловлена тем, что до настоящего времени отсутствует комплексный подход к рассмотрению социокультурных явлений. Для понимания исторического процесса важно не только знание экономических и политических факторов, но и осознание психологической основы, мотивов поведения различных социальных групп и отдельных людей на разных этапах исторического развития. Сами психологические установки формируются под влиянием социальной практики, но в то же время они могут реально влиять на систему общественных отношений, в том числе в такой важнейшей сфере, как отношение власти и общества.
В ходе исследования в качестве теоретической основы работы использован довольно значительный круг источников, необходимых для осмысления изучаемой проблемы. Реальное воплощение основных положений законодательных актов в отношении купечества конца XVIII – первой половины XIX в. изучалось на основе российского законодательства. Полученные результаты сопоставлялись с имеющимися в литературе выводами по различным регионам.
Исходя из этого, «социокультурный облик» сословия выступает как система ценностных свойств (качеств), принадлежащих данному социуму и приобретенных им в ходе социальной практики. Под обликом следует понимать самую обобщенную характеристику, включающую в себя политические взгляды, экономическую практику, психологию, мораль, культурно-бытовой уклад и семейные отношения. Таким образом, административная структура была объективно обусловлена самим ходом истории, развития страны.
В качестве фактов, свидетельствующих об успешности проведенной работы можно указать на то, что дипломанту удалось вскрыть и обосновать тезис о том, что российское купечество конца XVIII – первой половины XIX в., а именно провинциальное купечество, как первоначальный пласт, на основе которого формировалась торговопромышленная буржуазия.
В проведенном исследовании автору удалось выявить ведущие элементы социокультурного облика провинциального российского купечества.
Абдуллина Л.З. удалось уточнить понятие «социокультурный облик». В настоящее время термин «социокультурный» широко используется в различных гуманитарных науках – истории, социологии, культурологии, социальной и исторической психологии, культурной и социальной антропологии. Само общество рассматривается как социокультурная система, что обязывает выходить за рамки традиционного исторического исследования и применять междисциплинарный синтез.
Понятие «социокультурная система» употребляется Абдуллиной Л.З. в качестве альтернативы определениям «социальная система» и «культурная система». В данном контексте социальное и культурное начала взаимообусловлены.
Социальный опыт рассматривается Абдуллиной Л.З. как важнейшая составляющая часть культуры. Неразрывная связь социального и культурного признается исследователями разных научных направлений и школ.
В рамках проблемы «социокультурный облик российского купечества» Абдуллиной Л.З. выбраны два основных направления. Во-первых, это проблема формирования самого сословия и представления купечества о своем социальном статусе, который подразделяется на предписанный – установленный законом и достигаемый – достигнутый индивидуально или в составе своей страты, своего общественного слоя. Во-вторых, выявление духовной характеристики торговопредпринимательского сословия, элементов менталитета (отношение к своей основной социальной функции, образованию, религии, государству и власти).
Значение исследования Абдуллиной Л.З. заключается в возможности применения его положений для выявления общих закономерностей формирования социокультурного облика других страт российского общества – дворянства, крестьянства, казачества. Изучение социокультурной характеристики купечества не являлось для автора самоцелью. Полученные результаты позволяют более объемно представить комплекс социальных и культурных проблем, существовавших в конце XVIII – первой половины XIX в. в России.
Наставления депутатам демонстрируют высокую степень дифференциации социума, который полагал себя «купечеством». Эти различия проявлялись не столько в материальном положении «первостатейных» и «меньшеплатежных», сколько в способе мышления, отношении к своей основной социальной функции, понимании перспектив развития. Сопоставление региональных требований позволило сделать вывод, что в указанный период не было купечества «вообще», некоего усредненного варианта торговца-предпринимателя. Изложенные в наказах предложения наряду с «общепрофессиональными» демонстрируют значительную разницу интересов жителей отдельных территорий. Анализ всех изложенных в депутатских наказах требований показывает, что степень общественного разделения труда в целом в российской экономике не позволяла купечеству существовать только за счет торгово-предпринимательской деятельности. Об этом свидетельствуют постоянные требования земли для обеспечения домашнего подсобного хозяйства, а не для предпринимательства. Данный факт не нашел должного отражения в отечественной историографии.
Абдуллина Л.В. справедливо отмечает, что политико-правовая культура купечества отличалась незрелостью и была преимущественно ориентирована на прошлое, на законодательные образцы первой половины XVIII в. Это особенно ярко проявилось в представлениях купцов о структурах городского управления.
Таким образом, Абдуллина Л.З. продемонстрировала достаточный аналитический уровень и неплохие навыки самостоятельной научно-исследовательской работы.