Организация, в которой проходила защита:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Год защиты:2022
Аннотация:В Большом толковом социологическом словаре Школы социальных наук при Стаффордширском университете приводится несколько определений религии, в том числе определение из так называемой функционалистской теории религии, основателем которой считается Э. Дюркгейм. Суть этого определения в общем можно сформулировать следующим образом: религия выполняет функцию социального объединения, отсюда эта система верований, совокупность обособленных и хранимых с благоговением вещей, и практик по отношению к ним, которые объединяют своих сторонников в моральную общину или церковь. В данной теории не проводится явного различия между религиозной, национальной и иными видами социально объединяющих идей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что современные авторы зачастую пытаются соединить религиозные идеи, а именно идеи ортодоксального христианства, с идеями революционного атеизма.
Содержание выпускной квалификационной работы Яковенко Д.В. раскрыто в соответствии с поставленными задачами, в частности, в работе показано, что религия имела определенное влияние на революционное движение. Но влияние было именно определенное, т.е. опосредованное. Влияние на многих представителей российских революционных партий больше оказывало морально-этическое учение христианства, так как именно оно в то время являлось одним из фундаментов изучения с раннего возраста обыкновенных категорий морали: добра и зла, справедливости и несправедливости и т.п. И нет ничего удивительного, что эти понятия были хорошо усвоены будущими революционерами, но в ходе их взросления приобрели совершенно светский характер.
Теоретическая часть работы изложена логично и последовательно. В первой главе «Трансформация политической и церковной жизни российского общества на рубеже XIX-XX веков» Яковенко Д.В. была выдвинута гипотеза о том, что из христианского учения представителями революционных партий усваивалось только морально-этическое восприятие окружающей действительности без его религиозного основания. С позиций социальной справедливости и связанных с нею понятий правды и добра смотрели на мир многие российские политики того времени. Именно эти понятия, чувство обостренной социальной справедливости, желание бороться за «социальную» правду до последней капли крови, идти на самопожертвование ради освобождения «забитого и глухого народа» и заставили революционный лагерь перейти на путь насилия, но только тогда, когда власть начала бороться с мирными пропагандистами, несущими слово о «добре и всеобщем счастье». Названные понятия в равной степени используются как религией, так и философией. Заблуждение многих исследователей начинается с того, что они увязывают эти понятия только с религиозной стороной жизни общества того времени. Они забывают, что для рассматриваемого исторического периода уже была характерна секуляризация сознания, распространение атеистических взглядов, особенно среди интеллигенции, образованной части общества, не говоря уже о такой радикальной его части, как революционеры.
Критики комплексов документов (источниковедческий анализ) Яковенко Д.В. базируются на анализе процесса становления революционного самосознания с учетом традиционалистской религиозности российского общества, который помогает сформулировать определение религиозности как особого уровня присутствия религии и религиозного в сознании и поведении индивида и основываясь на фактах биографии революционеров, опираясь на принцип историзма, и сделать вывод, что в русском революционном движении религиозность отсутствовала.
По мнению Яковенко Д.В. представители революционного движения не были движимы какой-то религиозной идей, осознанной или подсознательной, или религиозными практиками. Веру в народ, аскетизм, самопожертвование и т.п. следует отделять от религиозной сферы, тем более что они религиозного смысла в революционном движении не носили. При этом необходимо отметить, что религиозное, христианское учение стало для некоторых народников источником морально-этических установок, сложившихся еще в детском и юношеском возрасте. Эти установки полностью секуляризировались в их сознании в уже взрослом состоянии, хотя и понимались в максималистском духе в связи с особенностями молодого возраста и сложившимися обстоятельствами.
Яковенко Д.В. также были проанализированы основные документы, на базе которых осуществлялась собственно исследовательская деятельность. Именно политические программы и уставные документы отражают историческую специфику заявленной работы.
Яковенко Д.В. справедливо отмечает, что максималистское понимание в условиях реакции и гонений среди других причин привело ряд революционеров к революционному насилию. На этом влияние религии на русское революционное движение и революционное насилие можно считать исчерпанным
Основными достоинствами работы Яковенко Д.В. является, прежде всего, историко-цивилизационный анализ понятий «религиозность» и «религия», что внесло ясность в исследование и понимание причин появления столь разных точек зрения по теме религиозности русского революционного лагеря. Благодаря источниковедческому анализу использованных в работе комплексов документов дипломант пришла к выводу, что показателями внутренней религиозности являются: важность религии для индивида в сравнении с остальными аспектами жизни, роль религии в принятии жизненно важных решений, осмысленность жизни без религии. Степень религиозности зависит от наличия или отсутствия корреляции между религиозным сознанием и религиозным поведением, от силы и глубины влияния религии на деятельность индивида, его мотивацию.
Таким образом, понятие религиозности непосредственно связано с религией, верой в сверхъестественное, поклонение священному и представляет собой особый уровень присутствия религии и религиозного в сознании и поведении.