Организация, в которой проходила защита:
Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС"
Год защиты:2022
Аннотация:Тема данной дипломной работы – «Обучение письму на английском языке в средней школе на материале фанфикшн». В рамках исследования проанализированы основные тенденции в обучении письменному языку, а также рассмотрена возможность адаптации образовательной программы к обучающемуся в средней школе.
Актуальность дипломной работы обусловлена возможностью изменений в образовательной программе обучения письменной речи на иностранном языке. Современные учебно-методические комплексы предполагают различные источники для обучения письму, в том числе классическую литературу. Однако на данном этапе необходима работа с актуальной литературой, например с жанром фанфикшн – любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений.
Целью данного исследования является описание способов применения фанфикшн при обучении письму на английском языке в средней школе. Методами исследования выбраны опрос и эксперимент.
Отправной точкой исследования являлся теоретический анализ источников. Литература по вопросу обучения письму показала, что коммуникативная письменная речь отличается от учебной наличием большого числа письменных упражнений, которые направлены на отработку речемыслительных навыков и умения выражать мысли корректно и полно в письме на иностранном языке. Кроме того, выявлена необходимость полной оценки письменной работы согласно критериям содержания, логичности, грамотности и пунктуации, однако не менее важным является формирование навыка саморефлексии у обучающихся.
Анализ статей российских и зарубежных авторов выявил критерии для построения дальнейшей работы: направление, жанр и языковые характеристики наиболее актуальной для обучающихся творческой работы жанра фанфикшн, – практической части. Фанфик подбирался согласно возрасту и языковому уровню обучающихся, при этом за основную модель была взята модель Р. Картера и М. Лонга.
Практическая часть состояла из опроса 50 обучающихся средней школы и 5 экспериментальных уроков для испытуемых из 6-8-х классов. Результатом опроса стала организация экспериментальной группы из 16 обучающихся 7-го класса. Также был подобран англоязычный фанфик для дальнейшего проведения опыта. Результатом эксперимента послужило создание участниками тестовой группы оригинальных работ на базе прочитанного рассказа «Луна Лавгуд и Дневник Темного Лорда» жанра фанфикшн.
Дальнейший анализ как преподавателями в ходе оценки работ, так и обучающимися в ходе самоконтроля, выявил повышение уровня грамотности и креативности по сравнению с предыдущими письменными работами на английском языке. Однако система упражнений нуждается в доработке для снятия ряда трудностей при работе с данной программой.
Таким образом, в ходе работы подтвердилась гипотеза о возможности использования фанфикшн в качестве материала для обучения письму в средней школе. Практическая значимость исследования заключается в перспективах его дальнейшего применения в образовательной системе для улучшения навыка письменной речи на иностранном языке у обучающихся средней школы.
Выпускная квалификационная работа изложена на 85 страницах, содержит 7 таблиц, 7 приложений, а также список использованных источников из 37 наименований.