Аннотация:Проведен подробный и тщательный анализ общих закономерностей в развитии представления о Божественном в истории древнегреческой философской мысли на примере работ представителей периода досократиков, текстов Платона (в частности, диалога «Тимей») и представителей иудейской философии в лице Филона Александрийского, а также проведено рассмотрение взглядов школы среднего платонизма на примере сочинения «Учебник платоновской философии» и свидетельств историков и современников данного философского направления.
Также был осуществлен анализ основных особенностей и закономерностей исторического периода формирования взглядов Иустина Философа, была освящена его биография и приведены краткие сведения о дошедших до нас сочинениях.
Отдельная часть работы была посвящена изучению форм рецепции философских концепций античности вплоть до II в н.э. в работах Иустина Философа, сопоставлению философской мысли Иустина и идей, содержащихся в работах его предшественников и современников, анализу их взаимовлияний и различий.
Наконец, в последней главе осуществляется рассмотрение философских взглядов Иустина Философа на природу и сущность Божества, подробно анализируются те характеристики и качества, которые Иустин использует для описания Бога, их происхождение и специфика. На этом этапе мы можем сделать вывод о том, что средний платонизм, стоицизм, иудейская философия периода I-II в. н.э. оказали значительное влияние на философское творчество Иустина Философа, став основой большой доли его взглядов: учение о сперматических логосах было разработано им под влиянием философии стоиков, теория заимствования является результатом влияния идей и концепций иудейско-эллинистического философа Филона Александрийского, существенным образом отражается влияние школы среднего платонизма, что было продемонстрировано на примере терминологии, используемой для описания природы Божества и Его качеств средними платониками и самим Иустином. Философская среда, в которой жил и работал Иустин Философ, стала той основой, на которой формировались его методы, представления, терминологический аппарат и философская система. Будучи христианином, он использовал знание, выработанное в философской среде языческого мира, демонстрируя таким образом, что крупицы Божественной истины рассеяны в мире и «врождены всему роду человеческому», и благодаря им даже язычник может смутно видеть истинного Бога.