Аннотация:Вся жизнь человека, события в ней связаны с эмоциями, которые он испытывает в ответ на эти события. В зависимости от характера происходящих с человеком вещей, эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными. Все эмоции отражаются на внутреннем состоянии человека, когда он готов прыгать от счастья или сгорать от стыда. Эмоции позволяют человеку давать адекватный ответ на раздражитель, облегчают коммуникацию, делают жизнь личности интереснее и насыщеннее. Речь это акустически насыщенный сигнал, который предоставляет значительную личную информацию о говорящем. Выражение эмоций в звуках речи и соответствующие способности воспринимать и распознавать такие эмоции являются фундаментальными аспектами человеческого общения. Если человек хорошо «чувствует» эмоциональное состояние своего собеседника, которое он выражает с помощью различных средств, это значительно может облегчить его жизнь, адаптацию к новым людям и ситуациям.
Проблема восприятия и особенности внутреннего проговаривания эмоциональных высказываний особо актуальна в связи с разработкой методов декодирования внутренней речи, поскольку эмоциональные и семантические составляющие неразрывно связаны во внутренней речи. При этом особое значение приобретает способность человека сознательно контролировать проявление собственных эмоций, намеренно подавлять эмоциональный компонент в речевом сообщении, в том числе и во внутреннем плане. Мозговые механизмы, обеспечивающие такой сознательный контроль, представляют большой интерес и еще мало исследованы.
Цель работы: выявить роль мозговых структур в процессе воспроизведения эмоциональных высказываний «про себя» и возможность модулировать (подавлять) эмоциональную составляющую речи.
Объект: эмоции в речи.
Предмет: специфика активности мозговых структур, которые участвуют в процессах воспроизведения и сознательной модуляции эмоциональных высказываний во внутреннем плане.
Гипотеза: в процессе редукции эмоционального компонента в речи активируются дополнительные (регуляторные) структуры головного мозга.
Теоретические и эмпирические задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы;
2. Подготовить и провести ЭЭГ исследование и выявить ЭЭГ корреляты процесса восприятия эмоциональных высказываний и особенности активации зон головного мозга при редукции эмоционального компонента в речи;
3. Подготовить и провести фМРТ исследование и выявить структуры головного мозга и особенности активации зон, участвующих в процессе подавления эмоциональной составляющей внутренней речи.
Актуальность исследования:
Понимание процессов восприятия и воспроизведения эмоций в речи очень важны для разработки методов компьютеризированного анализа речи и разработки интерфейсов мозг-компьютер.
Особый интерес представляет, как изменяется функциональная активность мозговых структур, при подавлении эмоциональной составляющей в процессе внутреннего проговаривания.
Проблема восприятия и особенности внутреннего проговаривания эмоциональных высказываний особо актуальна в связи с разработкой методов декодирования внутренней речи, поскольку эмоциональные и семантические составляющие неразрывно связаны во внутренней речи.
Научная новизна результатов исследования заключается в том, что предполагается получить новые экспериментальные данные о психофизиологических особенностях процесса восприятия и воспроизведения эмоций во внутренней речи и соответствующих мозговых механизмов.