Аннотация:Настоящее исследование посвящено вопросам формирования Д.Трампом своего медиобраза в процессе предвыборной гонки за президентский пост США в 2016 году и последующее использование медиобраза Д.Трампом на посту Президента США.
Объект. и предмет исследования. Объектом исследования является медиобраз Д.Трампа созданный в период его президентства. Предметом исследования являются политико-психологические аспекты медиаобраза Дональда Трампа.
Гипотеза исследования. Экстравагантное поведение Трампа, а также его конфликтность не в полной мере соответствуют тому образу, который сформировался для политических лидеров на протяжении ХХ века, что естественным образом вызвало шквал неоднозначных оценок его поведения и уровня влияния (в том числе негативного) для американской нации. Несмотря на это, Д.Трамп в 2016 году, благодаря не характерной для большинства политиков манере публичного взаимодействия, стал Президентом США. Медиобраз Д.Трампа сформирован на базе его личностных особенностей характера и в большей степени направлен на привлечение внимания, чем на реальную реализацию тех политических идей и позиций, которые он высказывает.
Методологическая основа исследования. Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: сравнительно-исторический метод, наблюдение, изучение материалов периодических изданий, контент-анализ, дискурс-анализ статей, индукция, обобщение и систематизация.
Теоретической основой исследования являются научные разработки посвященные изучению медиобразов политических лидеров, а также исследованию медиобраза в качестве феномена современных социальных отношений. Теоретической основой исследования являются труды российских и зарубежных авторов, посвященные как общему исследованию медиобраза политического лидера, так и исследованию медиобраза Д.Трампа.
Выразительные средства представления образа рассматриваются в трудах Е.Б.Абашкиной, А.А.Акишиной, В.Н.Базылева, В.М.Бехтерева, C.И.Виноградова, И.Н.Горелова, Н.И.Жинкина, Г.В.Колшанского, В.А.Лабунской, А.Пиза, А.Штангель и др.
Разработкой концепции медиаобраза занимались В.В. Барабаш и Т.В. Сезонов, Е.Н. Богдан, Т.Н. Галинская, Г.В. Прутцков.
Изучению образов власти, политических лидеров в средствах массовой информации посвящены работы Е.Б. Шестопал, Т.Н. Пищевой, В.А.Зорина, Г.В. Пушкаревой, Н.А. Денисовой, М.А. Романовой, С.И. Окс, О.Ф. Русаковой, Е.Н. Богдан, А.Н. Всеволодовой, А.Г. Турантаевой, А.И. Егоровой и др.
Исследование политического образа Д.Трампа занимались такие авторы, как Е.А. Давыдова, Р.Р. Гасымова, А.А. Гнедыш, В.В. Катермина, Н.Клюев, С.Х. Липириди, В.В. Мартынов, И.И.Мишуткина, И.Г. Напалкова, Н.В. Подковырина, И.А.Субботина и другие авторы.
Содержание исследования, состоит из следующих глав и параграфов.
Первая глава «Теоретические подходы к формированию медиаобразов политических лидеров» состоит из двух параграфов «Политико-психологические подходы формирования медиаобразов политических лидеров» и «Структура медиаобраза Трампа».
В первом параграфе первой главы исследуются роль политического лидерства в современном обществе, основные психологические аспекты восприятия политического лидерства, структурный подход к формированию медиобраза политического лидера.
Во втором параграфе первой главы рассматривается структура медиаобраза Д.Трампа, определяются основные характеристики структуры его медиобраза.
Вторая глава исследования «Исследование медиаобраза Д.Трампа в период его президентства (2016-2020)» посвящена непосредственному исследованию образа Д.Трампа в СМИ в период с 2016 по 2020 год.
В первом параграфе второй главы «Характеристика исследования» дается характеристика исследования, определяются основные методы исследования.
Во втором параграфе второй главы «Факторы формирования медиаобраза Д.Трампа» анализируются психологические черты Д.Трампа при их взаимосвязи с созданным им медиобразом на основе его выступлений, высказываний в Twitter и научных исследований медиаобраза политика.
В третьем параграфе второй главы «Особенности медиаобраза Д.Трампа с 2016-2020» исследуются особенности поведения, высказывания, манера общения Д.Трампа в медиапространстве в период с 2016 по 2020 год на основе реакции обозревателей СМИ, интервью и активности в социальных сетях Twitter и Facebook (принадлежит Meta, признана экстремистской, запрещена в РФ).
Результаты проведенного исследования:
Плюрализм мнений - следствие технологического прогресса, который создал «открытый канал» общения по средствам сети интернет. Это позволило совершенствовать механизм политического воздействия на аудиторию потенциального электората. Успех Д.Трампа на выборах стал ярким примером политических последствий развития интернет-технологий и их активного использования. Несмотря на отсутствие заметных успехов в политической сфере, которая традиционно определяла президентство Трампа, его способность ориентироваться в современном глобализированном мире обеспечила его победу.
Таким образом, активное присутствие Трампа в Интернете не только определяет его президентство, но, несомненно, будет формировать и вдохновлять все последующие национальные выборы до тех пор, пока социальные сети будут безраздельно господствовать.
Популярность Трампу также обеспечило отсутствие в речи общепринятых шаблонов. Он высказывал свое мнение эмоционально и напрямую, тем самым сокращая дистанцию между собой и избирателями. Бескомпромиссный подход к политической и общественной жизни обеспечил ему симпатию со стороны среднего класса США. «Демократические» медиа делали акцент на эмоциональной составляющей образа Трампа, а не на его политической программе. Их негативная реакция обеспечивала еще большую медийность политику.
Визуальные составляющие медиаобраза Трампа воспроизведены на рис. 1, 5. На рис. 2-4 представлен язык жестов политика на митингах 2016 года в его поддержку и на предвыборной кампании 2020 года.
В результате проведенного анализа научных разработок, посвященных изучению медиобразов политических лидеров и исследованию медиаобраза Д.Трампа, а также исследованию медиобраза в качестве феномена современных социальных отношений, было выявлено, что Д.Трамп является олицетворением своих собственных психологических качеств, которые в рамках медиобраза демонстрируются в зависимости от контекста, и олицетворяют многогранность его личности.
Можно заключить, что изначальная гипотеза исследования подтвердилась: действительно, Д.Трамп использует противоречивый медиаобраз и экстравагантное поведение в целях привлечения внимания, что не имеет воздействия на ту политическую деятельность, которую он осуществляет по итогу.