Аннотация:Актуальность темы настоящей дипломной работы определяется необходимостью изучения психологического портрета современного человека для помощи молодым людям в процессе построения ими собственной карьеры и сохранении при этом ментального здоровья, развития рефлексии и самоактуализации. Важной составляющей данного психологического портрета и будут являться исследуемые нами характеристики агрессивности и мотивации достижения успеха и избегания неудачи.
Мотивация является одним из основных понятий, используемых учёными-психологами для объяснения движущих сил поведения, и процесс её теоретического осмысления далек от завершения. Проблема мотивации входит в круг фундаментальных проблем отечественной и зарубежной психологии. Существует множество различных классификаций и концепций мотивации, одной из которых является теория, выделяющая два независимых стремления личности: к достижению успеха и избеганию неудачи (Дж. Аткинсон, Дж. Мак-Клелланд, Х. Хекхаузен). Проблема агрессивного поведения также является важной и достаточно хорошо разработанной в психологии. Ей посвящено большое количество работ, как в отечественной, так и зарубежной психологии (Г.М. Андреева; П.А. Ковалев, А.А. Реан А.А., Т.Г. Румянцева, Е.П. Ильин, А. Басс, К. Изард, Л. Берковиц и другие). Всё это создаёт необходимые условия для успешного проведения научного исследования по интересуемой нас теме.
Объект исследования - особенности мотивационной сферы личности.
Предмет исследования - связь мотивации достижения успеха и избегания неудачи с агрессивностью у молодежи.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей связей между выраженностью мотивации достижения успеха и избегания неудачи с агрессивностью.
Гипотеза исследования состоит в предположении о существовании связей между выраженностью мотивации достижения успеха и избегания неудачи с агрессивностью.
Для достижения поставленной цели нами были выделены следующие задачи исследования:
1) определить сущность и описать особенности мотивации достижения успеха и избегания неудачи как отдельного вида мотивации человека;
2) охарактеризовать агрессивность как личностную черту и выявить основные современные факторы, влияющие на степень ее выраженности;
3) диагностировать уровень агрессивности и отдельных её подвидов, а также степень выраженности мотиваций достижения и избегания неудачи на выборке молодых людей с помощью тестовых методик;
4) проанализировать полученные в ходе проведенной диагностики результаты на предмет существования связей и определить подтверждение или опровержение гипотезы.
Методологическую основу исследования составляют: теории мотивации Г. Мюррея, Д. Макклелланда, Дж. Аткинсона, Х. Хекхаузена, М.Ш. Магомед-Эминова, Т.О. Гордеевой, а также теории агрессии А. Басса, К. Изарда, Л. Берковица и Е.П. Ильина.
В работе использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы по выбранной теме, тестирование, опрос, статистические методы обработки данных.
Эмпирическое исследование проводилось с 1 по 20 марта 2023 года. В нём принимали участие 61 человек в возрасте от 18 до 30 лет.